Постановление Правительства Ростовской области от 12.02.2024 N 57 "О внесении изменения в постановление Правительства Ростовской области от 29.08.2022 N 724"
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 12.02.2024 N 57
г. Ростов-на-Дону
О внесении изменения
в постановление Правительства
Ростовской области от 29.08.2022 N 724
В соответствии с постановлением Правительства Ростовской области от 25.12.2015 N 183 «Об утверждении Правил разработки и утверждения бюджетного прогноза Ростовской области на долгосрочный период» Правительство Ростовской области постановляет:
1. Внести в постановление Правительства Ростовской области от 29.08.2022 N 724 «Об утверждении бюджетного прогноза Ростовской области на период 2023 – 2036 годов» изменение, изложив приложение к нему в редакции согласно приложению к настоящему постановлению.
2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
3. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора Ростовской области – министра финансов Федотову Л.В.
Губернатор Ростовской области |
В.Ю. Голубев |
Постановление вносит
министерство финансов
Ростовской области
Приложение
к постановлению Правительства
Ростовской области
от 12.02.2024 N 57
БЮДЖЕТНЫЙ ПРОГНОЗ
Ростовской области на период 2023 – 2036 годов
Общие положения
Необходимость разработки документов долгосрочного бюджетного планирования была обозначена в Бюджетном послании Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2014 – 2016 годах.
В целях реализации долгосрочного планирования принят Федеральный закон от 28.06.2014 N 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации», внесены изменения в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части дополнения статьей 1701 «Долгосрочное бюджетное планирование».
На региональном уровне принят Областной закон от 20.10.2015 N 416-ЗС «О стратегическом планировании в Ростовской области». Областной закон от 03.08.2007 N 743-ЗС «О бюджетном процессе в Ростовской области» дополнен статьей 191 «Долгосрочное бюджетное планирование».
Правила разработки и утверждения бюджетного прогноза Ростовской области на долгосрочный период утверждены постановлением Правительства Ростовской области от 25.12.2015 N 183 «Об утверждении Правил разработки и утверждения бюджетного прогноза Ростовской области на долгосрочный период».
В соответствии с пунктом 3 статьи 1701 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетный прогноз Ростовской области на период 2023 – 2036 годов (далее – бюджетный прогноз) разработан на основе долгосрочного прогноза социально-экономического развития Ростовской области на период до 2036 года, утвержденного распоряжением Правительства Ростовской области от 26.09.2019 N 635 «О долгосрочном прогнозе социально-экономического развития Ростовской области на период до 2036 года» (далее – долгосрочный прогноз социально-экономического развития Ростовской области).
Бюджетный прогноз содержит информацию об основных параметрах второго варианта долгосрочного прогноза социально-экономического развития Ростовской области, определенного в качестве базового для целей долгосрочного бюджетного планирования, прогноз основных характеристик консолидированного бюджета Ростовской области и областного бюджета, а также основные подходы к формированию бюджетной политики в указанном периоде. Параметры финансового обеспечения государственных программ Ростовской области на период их действия соответствуют параметрам государственных программ Ростовской области, установленным областным законом о бюджете на очередной финансовый год и плановый период.
На период 2023 – 2036 годов показатели консолидированного бюджета Ростовской области и областного бюджета по доходам сформированы на основе прогноза поступлений налоговых и неналоговых доходов от главных администраторов доходов областного бюджета и муниципальных образований в Ростовской области, а также прогноза безвозмездных поступлений. Ежегодно средний темп роста доходов консолидированного бюджета Ростовской области составит 5,3 процента, налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета Ростовской области – 7,2 процента, объем безвозмездных поступлений запланирован со снижением с 2031 года с учетом периода реализации национальных проектов.
Показатели консолидированного бюджета Ростовской области и областного бюджета по расходам рассчитаны с учетом прогноза доходов и запланированных источников покрытия дефицита, в том числе в части прогноза привлечения и погашения коммерческих и бюджетных кредитов. В среднем расходы ежегодно запланированы к увеличению на 5,0 процента.
Дефицит (профицит), источники финансирования дефицита прогнозируются с учетом привлечения и погашения бюджетных кредитов в рамках федерального проекта «Инфраструктурное меню», а также исполнения иных бюджетных кредитов, при безусловном исполнении областным бюджетом рыночных долговых обязательств, а также с учетом прогноза объема дефицита и источников его финансирования по бюджетам муниципальных образований. В соответствии с условиями соглашений о предоставлении инфраструктурных кредитов из федерального бюджета погашение и обслуживание бюджетных кредитов, полученных из федерального бюджета на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов, будет осуществляться за счет поступлений налоговых и неналоговых доходов от реализации таких инвестиционных проектов.
Бюджетным прогнозом предусмотрено снижение уровня государственного долга Ростовской области за период 2023 – 2036 годов с 32,5 процента объема собственных налоговых и неналоговых доходов в 2023 году до 0,8 процента в 2036 году.
С 2025 по 2036 год предусмотрен профицит консолидированного бюджета Ростовской области и областного бюджета.
На период 2023 года параметры бюджетного прогноза сформированы с учетом показателей, первоначально предусмотренных Областным законом от 16.12.2022 N 795-ЗС «Об областном бюджете на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов».
Параметры областного бюджета на период 2024 – 2026 годов приведены в соответствие с показателями, первоначально предусмотренными Областным законом от 14.12.2023 N 58-ЗС «Об областном бюджете на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов».
1. Основные параметры варианта долгосрочного прогноза,
определенные в качестве базовых для целей долгосрочного бюджетного планирования
N п/п | Основные показатели | Единица измерения | Год периода прогнозирования * | ||||||||||||||||||
2023 | 2024 | 2025 | 2026 | 2027 | 2028 | 2029 | 2030 | 2031 | 2032 | 2033 | 2034 | 2035 | 2036 |
| |||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | |||||
1. | Индекс потреби-тельских цен | процентов к преды-дущему году | 104,0 | 104,0 | 104,0 | 104,0 | 104,0 | 104,0 | 104,0 | 104,0 | 104,0 | 104,0 | 104,0 | 104,0 | 104,0 | 104,0 | |||||
2. | Валовой региональный продукт |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||||
в основных ценах соответствующих лет | млн рублей | 2 051 436,4 | 2 198 467,1 | 2 389 033,9 | 2 612 972,2 | 2 870 091,4 | 3 161 025,7 | 3 474 373,6 | 3 828 337,4 | 4 190 644,3 | 4 583 371,8 | 5 016 621,1 | 5 494 280,0 | 5 988 533,5 | 6 524 252,1 | ||||||
в сопоставимых ценах | процентов к преды-дущему году | 103,1 | 103,3 | 104,0 | 105,0 | 105,4 | 105,7 | 105,5 | 105,8 | 105,1 | 105,0 | 105,1 | 105,1 | 104,6 | 104,6 | ||||||
3. | Фонд среднемесячной номинальной начисленной заработной платы |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||||
в действующих ценах, всего | млн рублей | 554 822,9 | 597 259,0 | 639 529,4 | 683 586,2 | 730 475,0 | 780 579,8 | 833 493,9 | 890 076,6 | 952 426,2 | 1 014 446,3 | 1 082 295,2 | 1 154 681,4 | 1 233 063,6 | 1 317 248,7 | ||||||
| процентов к преды-дущему году | 107,7 | 107,6 | 107,1 | 106,9 | 106,9 | 106,9 | 106,8 | 106,8 | 107,0 | 106,5 | 106,7 | 106,7 | 106,8 | 106,8 | ||||||
4. | Прибыль прибыльных предприятий |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||||
в действующих ценах | млн рублей | 342 640,2 | 370 736,7 | 405 956,7 | 445 334,5 | 489 868,0 | 539 344,7 | 598 133,3 | 666 320,5 | 742 281,0 | 816 509,1 | 877 747,3 | 947 089,3 | 1 026 644,8 | 1 098 509,9 | ||||||
темп роста в действующих ценах | процентов к преды-дущему году | 107,6 | 108,2 | 109,5 | 109,7 | 110,0 | 110,1 | 110,9 | 111,4 | 111,4 | 110,0 | 107,5 | 107,9 | 108,4 | 107,0 | ||||||
* В 2023 – 2036 годах учтены показатели в соответствии со вторым вариантом долгосрочного прогноза социально-экономического развития Ростовской области.
2. Прогноз основных характеристик консолидированного бюджета Ростовской области и областного бюджета
(млн рублей)
Наименование показателя | Год периода прогнозирования | |||||||||||||
2023 | 2024 | 2025 | 2026 | 2027 | 2028 | 2029 | 2030 | 2031 | 2032 | 2033 | 2034 | 2035 | 2036 | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 |
Показатели консолидированного бюджета Ростовской области | ||||||||||||||
Доходы, в том числе: | 329 301,4 | 388 767,6 | 390 219,0 | 384 208,2 | 410 486,7 | 434 953,4 | 462 220,7 | 492 490,8 | 520 186,1 | 553 810,8 | 585 785,7 | 620 697,8 | 659 324,6 | 697 408,7 |
налоговые и неналоговые доходы | 255 731,1 | 322 497,1 | 336 970,8 | 348 085,5 | 369 842,1 | 393 705,9 | 420 346,1 | 449 964,1 | 482 581,8 | 514 837,7 | 545 389,1 | 578 820,7 | 615 907,8 | 652 390,7 |
безвозмездные поступления | 73 570,3 | 66 270,5 | 53 248,2 | 36 122,7 | 40 644,6 | 41 247,5 | 41 874,6 | 42 526,7 | 37 604,3 | 38 973,1 | 40 396,6 | 41 877,1 | 43 416,8 | 45 018,0 |
Расходы | 350 233,1 | 401 882,8 | 378 631,1 | 380 382,3 | 406 712,8 | 431 179,5 | 459 665,0 | 489 935,1 | 517 630,4 | 551 255,1 | 583 230,0 | 618 142,1 | 657 074,5 | 695 158,6 |
Дефицит/профицит | -20 931,7 | -13 115,2 | 11 587,9 | 3 825,9 | 3 773,9 | 3 773,9 | 2 555,7 | 2 555,7 | 2 555,7 | 2 555,7 | 2 555,7 | 2 555,7 | 2 250,1 | 2 250,1 |
Источники финансирования дефицита бюджета | 20 931,7 | 13 115,2 | -11 587,9 | -3 825,9 | -3 773,9 | -3 773,9 | -2 555,7 | -2 555,7 | -2 555,7 | -2 555,7 | -2 555,7 | -2 555,7 | -2 250,1 | -2 250,1 |
Показатели областного бюджета | ||||||||||||||
Доходы, в том числе: | 274 588,7 | 327 525,0 | 326 258,5 | 316 962,5 | 340 419,5 | 361 691,5 | 385 597,5 | 412 287,0 | 436 066,5 | 465 783,9 | 493 491,0 | 523 860,0 | 557 584,5 | 590 444,7 |
налоговые и неналоговые доходы | 201 018,4 | 261 254,5 | 273 010,3 | 280 839,8 | 299 774,9 | 320 444,0 | 343 722,9 | 369 760,3 | 398 462,2 | 426 810,8 | 453 094,4 | 481 982,9 | 514 167,7 | 545 426,7 |
безвозмездные поступления | 73 570,3 | 66 270,5 | 53 248,2 | 36 122,7 | 40 644,6 | 41 247,5 | 41 874,6 | 42 526,7 | 37 604,3 | 38 973,1 | 40 396,6 | 41 877,1 | 43 416,8 | 45 018,0 |
Расходы | 293 132,5 | 336 758,4 | 314 790,0 | 313 634,1 | 337 091,0 | 358 072,2 | 383 196,4 | 409 885,9 | 433 665,4 | 463 382,8 | 491 089,9 | 521 458,9 | 555 334,4 | 588 194,6 |
Расходы (без учета условно утвержденных расходов)* | – | – | 280 742,4 | 258 970,9 | 313 473,2 | 324 483,7 | 338 070,1 | 351 731,0 | 360 676,4 | 374 156,0 | 384 631,0 | 395 758,3 | 407 953,2 | 417 790,0 |
Дефицит/профицит | -18 543,8 | -9 233,4 | 11 468,5 | 3 328,4 | 3 328,5 | 3 619,3 | 2 401,1 | 2 401,1 | 2 401,1 | 2 401,1 | 2 401,1 | 2 401,1 | 2 250,1 | 2 250,1 |
Источники финансирования дефицита бюджета | 18 543,8 | 9 233,4 | -11 468,5 | -3 328,4 | -3 328,5 | -3 619,3 | -2 401,1 | -2 401,1 | -2 401,1 | -2 401,1 | -2 401,1 | -2 401,1 | -2 250,1 | -2 250,1 |
Государственный долг к налоговым и неналоговым доходам (процентов) | 32,5 | 18,1 | 13,0 | 11,3 | 9,3 | 7,5 | 6,3 | 5,2 | 4,1 | 3,3 | 2,5 | 1,8 | 1,3 | 0,8 |
* В расходах областного бюджета выделены расходы за исключением условно утвержденных расходов на плановый период 2025 – 2036 годов в соответствии с методикой расчета, предусмотренной приказом министерства финансов Ростовской области от 15.06.2016 N 49 «О порядке взаимодействия структурных подразделений министерства финансов Ростовской области при подготовке бюджетного прогноза Ростовской области на долгосрочный период», на 2025 год условно утвержденные расходы составляют 2,5 процента от общего объема расходов, за исключением расходов, предусмотренных за счет целевых средств из федерального бюджета, на 2026 год – 5,0 процента от общего объема расходов, за исключением расходов, предусмотренных за счет целевых средств из федерального бюджета, далее – по годам с увеличением на 2,5 процента ежегодно.
2.1. Показатели финансового обеспечения
государственных программ Ростовской области
(млн рублей)
Расходы на финансовое обеспечение реализации государственных программ Ростовской области1 | ||||||||||||||
Наименование государственной программы Ростовской области | Год периода прогнозирования | |||||||||||||
20232 | 20243 | 20253 | 20263 | 20274 | 20284 | 20294 | 20304 | 2031 | 2032 | 2033 | 2034 | 2035 | 2036 | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 |
«Экономическое развитие и инновационная экономика» | 1 795,4 | 2 000,4 | 1 923,1 | 1 938,7 | 2 016,2 | 2 096,8 | 2 180,7 | 2 267,9 | – | – | – | – | – | – |
«Энергоэффективность и развитие промышленности и энергетики» | 516,0 | 466,4 | 237,0 | 146,0 | 151,8 | 157,9 | 164,2 | 170,8 | – | – | – | – | – | – |
«Развитие транспортной системы» | 36 633,3 | 38 098,6 | 32 306,5 | 28 333,0 | 29 466,3 | 30 645,0 | 31 870,8 | 33 145,6 | – | – | – | – | – | – |
«Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия» | 6 547,8 | 6 893,1 | 5 624,2 | 5 720,2 | 5 949,0 | 6 187,0 | 6 434,5 | 6 691,9 | – | – | – | – | – | – |
«Информационное общество» | 926,5 | 1 472,3 | 1 031,3 | 1 005,0 | 1 045,2 | 1 087,0 | 1 130,5 | 1 175,7 | – | – | – | – | – | – |
«Территориальное планирование и обеспечение доступным и комфортным жильем населения Ростовской области» | 9 681,4 | 10 043,4 | 7 794,7 | 4 724,2 | 4 913,2 | 5 109,7 | 5 314,1 | 5 526,7 | – | – | – | – | – | – |
«Обеспечение качественными жилищно-коммунальными услугами населения Ростовской области» | 7 917,9 | 14 107,6 | 3 779,4 | 2 469,8 | 2 568,6 | 2 671,3 | 2 778,2 | 2 889,3 | – | – | – | – | – | – |
«Формирование современной городской среды на территории Ростовской области» | 2 004,4 | 1 646,8 | 81,9 | Х | Х | Х | Х | Х | – | – | – | – | – | – |
«Охрана окружающей среды и рациональное природопользование» | 3 391,2 | 2 955,2 | 1 242,4 | 1 266,3 | 1 317,0 | 1 369,7 | 1 424,5 | 1 481,5 | – | – | – | – | – | – |
«Содействие занятости населения» | 3 465,8 | 1 784,9 | 1 784,0 | 1 866,0 | 1 940,6 | 2 018,2 | 2 098,9 | 2 182,9 | – | – | – | – | – | – |
«Социальная поддержка граждан» | 53 670,6 | 50 309,2 | 49 626,4 | 51 250,2 | 53 300,2 | 55 432,2 | 57 649,5 | 59 955,5 | – | – | – | – | – | – |
«Доступная среда» | 156,8 | 220,7 | 201,5 | 179,9 | 187,1 | 194,6 | 202,4 | 210,5 | – | – | – | – | – | – |
«Развитие здравоохранения»
| 48 882,7 | 61 091,4 | 57 224,3 | 50 864,7 | 52 899,3 | 55 015,3 | 57 215,9 | 59 504,5 | – | – | – | – | – | – |
«Развитие физической культуры и спорта» | 6 871,1 | 9 179,9 | 6 966,5 | 6 585,9 | 6 849,3 | 7 123,3 | 7 408,2 | 7 704,5 | – | – | – | – | – | – |
«Развитие образования» | 71 101,0 | 79 879,5 | 75 608,8 | 70 708,0 | 73 536,3 | 76 477,8 | 79 536,9 | 82 718,4 | – | – | – | – | – | – |
«Развитие культуры и туризма» | 5 835,0 | 7 593,8 | 4 514,7 | 3 837,0 | 3 990,5 | 4 150,1 | 4 316,1 | 4 488,7 | – | – | – | – | – | – |
«Молодежная политика и социальная активность» | 331,6 | 427,6 | 284,4 | 288,5 | 300,0 | 312,0 | 324,5 | 337,5 | – | – | – | – | – | – |
«Поддержка казачьих обществ Ростовской области» | 1 786,0 | 2 518,3 | 1 402,6 | 1 423,3 | 1 480,2 | 1 539,4 | 1 601,0 | 1 665,0 | – | – | – | – | – | – |
«Обеспечение общественного порядка и профилактика правонарушений» | 67,1 | 90,1 | 55,2 | 49,3 | 51,3 | 53,4 | 55,5 | 57,7 | – | – | – | – | – | – |
«Защита населения и территории от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах» | 1 445,5 | 2 203,9 | 1 923,1 | 1 859,9 | 1 934,3 | 2 011,7 | 2 092,2 | 2 175,9 | – | – | – | – | – | – |
«Региональная политика» | 237,7 | 257,2 | 252,0 | 254,8 | 265,0 | 275,6 | 286,6 | 298,1 | – | – | – | – | – | – |
«Управление государственными финансами и создание условий для эффективного управления муниципальными финансами» | 13 723,2 | 16 059,5 | 13 378,6 | 13 909,8 | 14 466,2 | 15 044,8 | 15 646,6 | 16 272,5 | – | – | – | – | – | – |
«Комплексное развитие сельских территорий» | 2 508,2 | 2 628,5 | 3 394,0 | 2 100,6 | 2 184,6 | 2 272,0 | 2 362,9 | 2 457,4 | – | – | – | – | – | – |
Итого | 279 496,2 | 311 928,3 | 270 636,6 | 250 781,1 | 260 812,2 | 271 244,8 | 282 094,7 | 293 378,5 | – | – | – | – | – | – |
1 Плановые бюджетные ассигнования, предусмотренные за счет средств областного бюджета и безвозмездных поступлений в областной бюджет.
2 Объем бюджетных ассигнований соответствует Областному закону от 16.12.2022 N 795-ЗС «Об областном бюджете на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов» по состоянию на 1 января 2023 г.
3 Объем бюджетных ассигнований соответствует Областному закону от 14.12.2023 N 58-ЗС «Об областном бюджете на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов» по состоянию на 1 января 2024 г.
4 Объем бюджетных ассигнований на период с 2027 по 2030 годы расчетно спрогнозирован на основе параметров 2026 года с ежегодной индексацией на утвержденный уровень инфляции 4,0 процента.
Примечания:
1. Государственная программа Ростовской области «Формирование современной городской среды на территории Ростовской области» реализуется с 2018 по 2025 год.
2. Х – не подлежит заполнению.
2.2. Основные подходы к формированию
бюджетной политики Ростовской области на период 2023 – 2036 годов
При расчете прогнозных показателей налоговых и неналоговых доходов учитывались изменения в законодательстве о налогах и сборах Российской Федерации и Ростовской области и бюджетном законодательстве Российской Федерации, ожидаемые в прогнозном периоде.
Расчет прогнозных показателей дефицита (профицита), источников его финансирования и государственного долга Ростовской области осуществлен исходя из ограничений по размеру дефицита и уровню государственного долга, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации, а также с учетом нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.
Бюджетная политика Ростовской области на долгосрочный период будет направлена на обеспечение решения приоритетных задач социально-экономического развития Ростовской области при одновременном обеспечении устойчивости и сбалансированности бюджетной системы.
Основные подходы в части
собственных (налоговых и неналоговых) доходов
Собственные налоговые и неналоговые доходы консолидированного бюджета Ростовской области к 2036 году увеличатся в 2,6 раза к уровню 2023 года, а в реальном выражении (без учета роста за счет индекса инфляции) – в 1,4 раза.
За период 2010 – 2023 годов динамика налоговых и неналоговых доходов наглядно демонстрирует ежегодное увеличение доходной части консолидированного бюджета Ростовской области с ростом в 3 раза к фактическим поступлениям 2010 года.
Поступательной динамике собственных доходов способствует стимулирующий характер налоговой политики Ростовской области. За истекший период в сфере налоговой политики решены следующие задачи:
принят сводный областной закон о региональных налогах и некоторых вопросах налогообложения в Ростовской области;
введена патентная система налогообложения;
актуализированы ставки транспортного налога;
упорядочены нормы по предоставлению налоговых льгот инвесторам;
введены льготы организациям, получившим статус резидента территории опережающего социально-экономического развития, организаций, являющихся стороной специального инвестиционного контракта, заключенного от имени Российской Федерации;
установлены меры налогового стимулирования организаций, осуществляющих реализацию проектов о создании и использовании (эксплуатации) трамвайной сети в рамках концессионных соглашений;
введен инвестиционный налоговый вычет по налогу на прибыль для организаций, осуществляющих приоритетные для Ростовской области виды деятельности по переработке мясо-молочной продукции, участников национального проекта «Производительность труда» и организаций, осуществляющих пожертвования государственным и муниципальным учреждениям культуры, музеям, библиотекам, театрам, филармониям, а также предоставлено право на его применение организациям, осуществляющим безвозмездную передачу денежных средств образовательным организациям, реализующим программы среднего профессионального образования, имеющим государственную аккредитацию;
установлены льготы для участников региональных инвестиционных проектов;
установлен региональный коэффициент для индексации платежей по налогу на доходы иностранных граждан, работающих на территории Ростовской области по найму;
осуществлен переход на исчисление налога на имущество физических лиц от кадастровой стоимости объектов недвижимости;
реформирована патентная система налогообложения в связи с отменой единого налога на вмененный доход;
установлены льготы по транспортному налогу отдельным категориям граждан;
введен налог на профессиональный доход (самозанятые).
В рамках проводимой в Ростовской области финансовой поддержки семей с детьми сокращен до нуля срок владения жилым помещением, приобретенным с использованием средств материнского капитала, в целях освобождения от налогообложения доходов, полученных физическими лицами от его продажи.
Налоговые и неналоговые доходы спрогнозированы в соответствии с положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации и Налогового кодекса Российской Федерации на основе показателей второго варианта долгосрочного прогноза социально-экономического развития Ростовской области.
При прогнозировании собственных налоговых и неналоговых доходов учтены тенденции, сложившиеся в предыдущие годы, влияние геополитических факторов на социально-экономическое развитие Российской Федерации в целом.
На долгосрочную перспективу с учетом изменения внешних и внутренних условий развития российской экономики приоритетным направлением налоговой политики определены меры, принимаемые для обеспечения роста инвестиционной активности, обеспечения условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства, повышения уровня жизни населения.
Основные подходы в части федеральной финансовой помощи
Проводимая на федеральном уровне политика в области межбюджетных отношений направлена на повышение финансовой самостоятельности и ответственности органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Дотационность консолидированного бюджета Ростовской области запланирована в плановом периоде не более 4,0 процента от общего объема доходов консолидированного бюджета Ростовской области за исключением субвенций.
Прогноз безвозмездных поступлений на 2024 – 2026 годы соответствует значениям, утвержденным Областным законом от 14.12.2023 N 58-ЗС.
Начиная с 2027 года, в расчете безвозмездных поступлений использовались данные по объему дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности на 2026 год, предусмотренному Областным законом от 14.12.2023 N 58-ЗС, с применением индексации ежегодно на утвержденный уровень инфляции 4,0 процента, а также учтена дотация на частичную компенсацию дополнительных расходов на повышение оплаты труда работников бюджетной сферы на уровне 2024 года.
Целевые трансферты с 2027 по 2030 год учтены в соответствии с объемом на 2026 год, предусмотренным Областным законом от 14.12.2023 N 58-ЗС. На период 2031 – 2036 годов применены особенности по аналогии с документами, принятыми на федеральном уровне. В соответствии с Указами Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» и от 21.07.2020 N 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» период реализации национальных проектов в Российской Федерации запланирован до 2030 года. В соответствии с федеральными подходами предусмотрено снижение объема межбюджетных трансфертов субъектам Российской Федерации с года завершения реализации национальных проектов. Снижение объема целевых межбюджетных трансфертов, не связанных с реализацией национальных проектов, не планируется.
При разработке бюджетного прогноза с 2031 года предусмотрено уменьшение целевых межбюджетных трансфертов из федерального бюджета за счет исключения межбюджетных трансфертов на реализацию национальных проектов одновременно с увеличением ежегодно объема целевых межбюджетных трансфертов, не связанных с реализацией национальных проектов, на уровень инфляции на 4,0 процента от 2030 года.
Основные подходы в части расходов
На 2024 – 2026 годы расходы консолидированного бюджета Ростовской области учтены в соответствии с принятыми областными законами об областном бюджете и в соответствии с решениями муниципальных образований в Ростовской области. На период 2027 – 2036 годов расходная часть консолидированного бюджета Ростовской области будет обеспечена поступательным наполнением доходной части консолидированного бюджета Ростовской области.
На 2025 и 2026 годы учтены условно утвержденные расходы в объеме 2,5 процента и 5,0 процента от общего объема расходов областного бюджета, за исключением расходов, предусмотренных за счет целевых средств из федерального бюджета, с 2027 года условно утвержденные расходы учтены с увеличением на 2,5 процента ежегодно, что будет являться определенным резервом для планирования расходов в плановом периоде.
В соответствии с Областным законом от 03.08.2007 N 743-ЗС «О бюджетном процессе в Ростовской области» областной бюджет составляется на основе государственных программ Ростовской области.
Начиная с 2024 года, в структуре областного бюджета учтены государственные программы Ростовской области, сформированные в новом формате в соответствии с постановлением Правительства Ростовской области от 26.06.2023 N 461 «Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Ростовской области».
Параметры финансового обеспечения государственных программ Ростовской области на 2024 – 2026 годы соответствуют значениям, установленным Областным законом от 14.12.2023 N 58-ЗС.
Для целей прогнозирования в составе расходов областного бюджета параметров финансового обеспечения государственных программ Ростовской области с 2027 года объемы бюджетных ассигнований на реализацию государственных программ Ростовской области учтены на уровне 2026 года с учетом ежегодной индексации на утвержденный уровень инфляции 4,0 процента.
Главным и постоянным приоритетом бюджетной политики в сфере расходов являются инвестиции в человеческий капитал – это благоприятное самочувствие жителей Ростовской области, повышение уровня жизни граждан, создание комфортных условий для их проживания, условий и возможностей для самореализации, а также предоставление качественных и конкурентных государственных услуг.
Основным инструментом достижения национальных целей развития, установленных Указами Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N 204 и от 21.07.2020 N 474, являются региональные проекты, направленные на реализацию федеральных проектов, входящих в состав национальных проектов, сформированные с горизонтом планирования до 2030 года.
В Ростовской области утверждено 47 региональных проектов, направленных на достижение 13 национальных проектов, а также 30 региональных проектов, направленных на достижение целей социально-экономического развития Ростовской области.
К наиболее затратным проектам, на реализацию которых предусмотрено около 90 процентов общего объема расходов на все региональные проекты, относятся «Здравоохранение», «Жилье и городская среда», «Образование», «Безопасные качественные дороги» и «Демография».
Реализация мероприятий государственных программ Ростовской области ориентирована на достижение целей конечного результата, что позволит сформировать ресурс на финансирование стратегических целей развития Ростовской области.
Реализация Указов Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N 204 и от 21.07.2020 N 474 будет осуществляться путем развития института государственных программ на проектных принципах управления. С учетом интеграции региональных проектов в государственные программы Ростовской области предусмотрена взаимосвязь затраченных ресурсов и полученных результатов.
Основные подходы в части межбюджетных
отношений с муниципальными образованиями в Ростовской области
В среднесрочной и долгосрочной перспективе межбюджетные отношения с бюджетами муниципальных образований в Ростовской области и их совершенствование будут являться одними из приоритетных направлений бюджетной политики Ростовской области, направленных на повышение финансовой самостоятельности муниципальных образований, оказание содействия в их сбалансированности, качественное управление муниципальными финансами.
Это касается как вопросов оказания финансовой помощи из областного бюджета, так и методологического обеспечения деятельности органов местного самоуправления.
Планируется совершенствование межбюджетных отношений в части переформатирования направлений финансовой поддержки муниципальных образований на ее выравнивающую составляющую.
Дотациям на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований как основному инструменту сглаживания диспропорций в уровнях бюджетной обеспеченности будет отведена ведущая роль в системе межбюджетного регулирования. Для этого предполагается совершенствование методики распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований с учетом федеральных подходов.
Особое внимание будет уделяться повышению эффективности предоставления межбюджетных трансфертов муниципальным образованиям, а также повышению ответственности органов местного самоуправления при расходовании бюджетных средств.
Ежегодно предусматривается предоставление бюджетных кредитов муниципальным образованиям как эффективного и положительно зарекомендовавшего себя на практике механизма финансовой поддержки.
Немаловажная роль будет отведена методологическому обеспечению деятельности финансовых органов муниципальных образований по бюджетно-финансовым вопросам, осуществлению постоянного контроля за планированием и исполнением бюджетов муниципальных образований, реализации комплекса мер, направленных на повышение финансовой дисциплины.
В числе перспективных направлений работы по вопросам межбюджетных отношений – совершенствование административно-территориального деления муниципальных образований в Ростовской области с учетом положений федерального законодательства.
Основные подходы к долговой политике
Долговая политика на долгосрочный период будет направлена на обеспечение потребностей Ростовской области в заемном финансировании, своевременном и полном исполнении государственных долговых обязательств, минимизации расходов на обслуживание долга, поддержание объема и структуры государственного долга на экономически безопасном уровне.
В 2023 году в связи с положительной динамикой исполнения областного бюджета Ростовская область не осуществляла рыночные заимствования. В бюджетном цикле 2024 – 2026 годов привлечение рыночных заимствований также не планируется. В последующие годы долговая политика будет направлена на безусловное исполнение обязательств без привлечения рыночных заимствований.
При этом продолжится привлечение кредитных средств из федерального бюджета, в том числе предусмотренных в рамках федерального проекта «Инфраструктурное меню» для развития инфраструктуры субъектов Российской Федерации и обеспечения новых инвестиционных проектов.
Осуществление комплекса мер в рамках реализации долговой политики позволит привлекать необходимые для развития региона заемные ресурсы при снижении долговой нагрузки.
Погашение и обслуживание бюджетных кредитов, полученных из федерального бюджета на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов, будет осуществляться за счет поступлений налоговых и неналоговых доходов от реализации таких инвестиционных проектов. Таким образом, долговая нагрузка в рамках федерального проекта «Инфраструктурное меню» не повлияет на сбалансированность областного бюджета.
С учетом увеличения налогового потенциала Ростовской области и роста собственных доходов областного бюджета динамика долговой нагрузки на областной бюджет показывает устойчивую тенденцию к снижению в прогнозируемом периоде.
Начальник управления документационного обеспечения Правительства Ростовской области |
В.В. Лозин |