Правовые акты Ростовской области
ПРАВОВЫЕ АКТЫ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Сборник законов и других нормативно-правовых документов
Бесплатная консультация юриста. Горячая линия: 8 800 511-38-47

Постановление Правительства Ростовской области от 21.10.2024 N 723 "Об Основных направлениях государственной долговой политики Ростовской области на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов"

 

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 

от 21.10.2024 N 723

 

г. Ростов-на-Дону

 

 

Об Основных направлениях

государственной долговой политики Ростовской области

на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов

 

 

В соответствии с постановлением Правительства Ростовской области от 29.05.2024 N 355 «Об утверждении Порядка и сроков составления проекта областного бюджета на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов» Правительство Ростовской области постановляет:

 

1. Утвердить Основные направления государственной долговой политики Ростовской области на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов согласно приложению.

2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.

3. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора Ростовской области – министра финансов Федотову Л.В.

 

 

Первый заместитель

Губернатора Ростовской области

 

И.А. Гуськов

 

 

Постановление вносит

министерство финансов

Ростовской области

 

 

 


Приложение

к постановлению

Правительства

Ростовской области

от 21.10.2024 N 723

 

 

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ

государственной долговой политики Ростовской области

на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов

 

 

Под государственной долговой политикой Ростовской области (далее – долговая политика) понимается деятельность исполнительных органов Ростовской области, направленная на обеспечение потребностей Ростовской области в заемном финансировании, своевременном и полном исполнении государственных долговых обязательств при минимизации расходов на обслуживание долга, поддержание объема и структуры обязательств, исключающих их неисполнение.

Долговая политика на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов определяет основные факторы, характер и направления долговой политики, цели и задачи долговой политики, инструменты ее реализации, риски для областного бюджета, возникающие в процессе управления государственным долгом Ростовской области.

Долговая политика является частью бюджетной политики Ростовской области.

 

1. Итоги реализации долговой политики

 

Правительством Ростовской области на постоянной основе проводится работа по поддержанию государственного долга Ростовской области на безопасном уровне и минимизации расходов на обслуживание долговых обязательств.

В результате проведения ответственной долговой политики по итогам 2023 года государственный долг Ростовской области составил 44,8 млрд рублей, или 17,5 процента от максимально возможной величины, установленной Бюджетным кодексом Российской Федерации. Аналогичный среднероссийский показатель за 2023 год находится на уровне 20,7 процента.

Кредитные заимствования осуществлялись в основном для инвестиционного развития в виде бюджетных кредитов на реализацию инфраструктурных проектов, специальных казначейских кредитов и на опережающее финансирование национальных проектов. Общий объем кредитной поддержки из федерального бюджета составил 22,5 млрд рублей, в том числе на реализацию инфраструктурных проектов – почти 16,2 млрд рублей.

С использованием инфраструктурных кредитов реализуются три масштабных проекта – это строительство автомобильных дорог «Западная хорда» и «Северный радиус» в составе Ростовского транспортного кольца, а также строительство канализационного коллектора N 62 в г. Ростове-на-Дону.

Одновременно с инфраструктурными кредитами регион в 2023 году получил дополнительные средства в виде специальных казначейских кредитов в общей сумме 5,7 млрд рублей.

Средства специальных казначейских кредитов привлечены на строительство коллектора по ул. Локомотивная в г. Ростове-на-Дону, которое позволит модернизировать систему водоотведения перспективной застройки центральных и северных районов города, а также на приобретение 158 пассажирских автобусов.

Одновременно в целях опережающего финансирования национальных проектов получен бюджетный кредит на пополнение остатка на едином счете бюджета в объеме 615,0 млн рублей, который был направлен на ремонт автомобильных дорог.

Для поддержания ликвидности областного бюджета привлечены бюджетные кредиты на пополнение остатка на едином счете бюджета в сумме 15,9 млрд рублей. Долговые обязательства по данным кредитам исполнены своевременно и в полном объеме.

Положительная динамика исполнения областного бюджета в 2023 году позволила не только исполнить в мае – июне долговые обязательства по банковским кредитам в размере 15,8 млрд рублей, но и полностью отказаться от запланированных заимствований в кредитных организациях, что особенно актуально при высокой ключевой ставке Банка России.

Экономия по расходам на обслуживание государственного долга за счет непривлечения рыночных заимствований и досрочного исполнения долговых обязательств составила 1,8 млрд рублей.

С учетом вовлечения остатков за 2023 год на едином счете областного бюджета и положительной динамики исполнения бюджета текущего года Ростовская область досрочно исполнила обязательства по коммерческим кредитам в размере 2,0 млрд рублей.

В 2024 году привлечен бюджетный кредит на реализацию инфраструктурных проектов в соответствии с плановыми назначениями в сумме 2,9 млрд рублей.

По итогам оценки, проводимой Министерством финансов Российской Федерации, Ростовская область стабильно относится к группе субъектов Российской Федерации с высоким уровнем долговой устойчивости.

Ростовская область входит в число субъектов Российской Федерации с низкой долговой нагрузкой на одного жителя региона, которая составила на 1 августа 2024 г. 10,9 тыс. рублей при средней по стране 21,4 тыс. рублей.

 

2. Основные факторы, определяющие

характер и направления долговой политики

 

Вступая в новый бюджетный период, Ростовская область фокусирует свою долговую политику на достижении национальных целей развития страны. Ключевыми направлениями становятся содействие трансформации экономического устройства региона, формирование экономики предложения и обеспечение устойчивых темпов роста, что позволит расширить потенциал сбалансированного развития Ростовской области.

Долговая политика на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов является важным инструментом стимулирования инвестиционной активности Ростовской области через механизмы инфраструктурных бюджетных кредитов и списания долгов региона.

Основными факторами, определяющими характер и направления долговой политики, являются:

обеспечение стабильного роста налоговых и неналоговых доходов областного бюджета за счет увеличения налогового потенциала Ростовской области;

увеличение расходов областного бюджета в рамках реализации мер по стабилизации экономики и социальной поддержки населения;

активное использование инфраструктурных бюджетных кредитов как инструмента развития транспортной, коммунальной и социальной инфраструктуры.

Сбалансированность областного бюджета поддерживается в основном за счет роста собственных доходов, а также посредством привлечения бюджетных кредитов из федерального бюджета в целях реализации инфраструктурных проектов.

Использование рыночных заимствований планируется максимально ограничить. В 2025 году и плановом периоде 2026 и 2027 годов привлечение кредитов кредитных организаций не предусматривается, наличие рыночного долга не прогнозируется.

 

3. Цели и задачи долговой политики

 

Долговая политика предусматривает установление конкретных результатов в среднесрочной перспективе при управлении долговыми обязательствами, соотнесении рисков и объемов государственных заимствований в соответствии с Программой государственных внутренних заимствований Ростовской области на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов.

Основные цели долговой политики – обеспечение потребностей областного бюджета в кредитных ресурсах для обеспечения сбалансированности областного бюджета, своевременное и полное исполнение долговых обязательств при сохранении финансовой устойчивости областного бюджета.

Целями долговой политики являются:

соблюдение ограничений параметров государственного долга Ростовской области, установленных бюджетным законодательством Российской Федерации и государственной программой Ростовской области «Управление государственными финансами и создание условий для эффективного управления муниципальными финансами»;

повышение долгосрочной финансовой устойчивости и самостоятельности областного бюджета;

сохранение показателей и индикаторов, характеризующих высокую долговую устойчивость Ростовской области в 2025 – 2027 годах;

минимизация расходов на обслуживание государственного долга Ростовской области.

Ключевыми задачами, направленными на достижение целей долговой политики, являются:

соблюдение требований бюджетного законодательства Российской Федерации по предельному размеру дефицита, объему государственного долга и расходам на его обслуживание, а также недопущение нарушений в части предельного объема заимствований;

выполнение всех обязательств, установленных соглашениями о привлечении бюджетных кредитов из федерального бюджета на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов и специальных казначейских кредитов;

снижение рисков в сфере управления государственным долгом Ростовской области;

обеспечение исполнения долговых обязательств в полном объеме и в установленные сроки;

использование механизма управления свободными остатками денежных средств на едином счете бюджета;

гибкое реагирование на изменяющиеся условия финансовых рынков и использование наиболее оптимальных форм и сроков заимствований.

 

4. Инструменты реализации долговой политики

 

Реализация долговой политики осуществляется с использованием следующих мероприятий и инструментов:

использование механизмов оперативного управления долговыми обязательствами;

использование инфраструктурных бюджетных кредитов для реализации инфраструктурных проектов на принципах самоокупаемости инвестиций. Привлечение кредитных средств в соответствии с графиком гарантирует поступление заемных средств точно в срок, необходимый для расчетов с поставщиками (подрядчиками), снижая до минимального значения обслуживание государственного долга Ростовской области;

участие в программе реструктуризации бюджетных кредитов со списанием 2/3 суммы основного долга и направлением высвобождаемых средств на поддержку инвестиций и на инфраструктурные проекты;

непривлечение рыночных заимствований при наличии значительных остатков средств на едином счете областного бюджета;

недопущение принятия новых расходных обязательств Ростовской области, не обеспеченных стабильными источниками доходов;

продолжение практики использования бюджетных кредитов на пополнение остатка средств на едином счете бюджета (казначейских кредитов). Привлечение казначейских кредитов осуществляется в пределах финансового года и не влечет увеличения объема государственного долга Ростовской области по итогам соответствующего года. Кроме того, данные заимствования по ставке 0,1 процента годовых в пределах текущего финансового года позволят снизить сроки и объемы пользования рыночными заимствованиями по более высокой ставке и, как следствие, обеспечить снижение расходов на обслуживание государственного долга;

уточнение сроков привлечения заемных средств, предусмотренных программой государственных заимствований, что означает перенос сроков привлечения новых заемных средств на более ранние или поздние периоды по сравнению с плановым распределением заимствований. Критерием определения необходимости корректировки является реальное исполнение областного бюджета, то есть фактическое поступление доходов и фактическое использование предусмотренных областным бюджетом ассигнований, а также конъюнктура на рынке заимствований, когда за счет изменения ранее предусмотренных сроков привлечения заемных средств достигается сокращение расходов по обслуживанию государственного долга Ростовской области;

осуществление постоянного мониторинга соответствия параметров дефицита и государственного долга Ростовской области ограничениям, установленным Бюджетным кодексом Российской Федерации;

осуществление постоянного мониторинга соответствия параметров дефицита, государственного долга Ростовской области, расходов на его обслуживание и предельного объема заимствований ограничениям, установленным Бюджетным кодексом Российской Федерации;

исполнение целевых показателей (индикаторов), предусмотренных комплексом процессных мероприятий «Управление государственным долгом Ростовской области» государственной программы Ростовской области «Управление государственными финансами и создание условий для эффективного управления муниципальными финансами», утвержденной постановлением Правительства Ростовской области от 17.10.2018 N 649;

обеспечение информационной прозрачности (открытости) в вопросах долговой политики;

привлечение заемных средств на основе анализа ситуации на финансовом рынке, включая выпуск государственных ценных бумаг как источника долгосрочного финансирования дефицита областного бюджета, в случае преимущества данного вида заимствования в сравнении с коммерческими кредитами, в соответствии с поручением Президента Российской Федерации от 04.01.2017 N Пр-32.

В целях оптимального выбора долговых инструментов на постоянной основе проводится мониторинг и сравнительный анализ условий и результатов привлечения рыночных заимствований субъектами Российской Федерации.

 

5. Анализ рисков

для областного бюджета, возникающих в процессе

управления государственным долгом Ростовской области

 

При осуществлении долговой политики, планировании и привлечении заимствований необходимо учитывать возникающие риски. Под риском понимается возникновение финансовых потерь областного бюджета в результате наступления определенных событий или совершения определенных действий, которые не могут быть заранее спрогнозированы.

С учетом текущего состояния государственного долга Ростовской области основными являются следующие риски:

риск рефинансирования долговых обязательств;

риск отсутствия ликвидности;

процентный риск;

риск неисполнения прогноза по налоговым и неналоговым доходам областного бюджета.

Риск рефинансирования долговых обязательств – отсутствие возможности осуществить на приемлемых условиях новые заимствования для своевременного погашения долговых обязательств. В целях оценки риска рефинансирования необходимо на постоянной основе осуществлять мониторинг рынка финансовых услуг, учитывая складывающиеся на нем тенденции.

Риск отсутствия ликвидности – ситуация при которой в областном бюджете недостаточно средств для полного исполнения в срок расходных и (или) долговых обязательств региона.

Процентный риск – вероятность увеличения расходов областного бюджета на обслуживание государственного долга Ростовской области вследствие роста процентных ставок. Оценка риска осуществляется путем анализа стоимости обслуживания кредитов кредитных организаций при различных сценариях изменения процентных ставок на рынке финансовых услуг, планирования и привлечения новых государственных заимствований путем выбора таких инструментов реализации долговой политики, для которых данный риск отсутствует либо минимален.

Риск неисполнения прогноза по налоговым и неналоговым доходам областного бюджета – вероятность возникновения выпадающих доходов, что приводит к неисполнению долговых и социальных обязательств региона.

Мероприятия по минимизации рисков, связанных с осуществлением заимствований, позволят более обоснованно и маневренно реагировать на возникающие кризисные явления.

С целью снижения указанных выше рисков и сохранения их на приемлемом уровне реализация долговой политики осуществляется на основе:

достоверного прогнозирования доходов областного бюджета и поступлений по источникам финансирования дефицита областного бюджета;

планирования государственных заимствований с учетом экономических возможностей по привлечению ресурсов, текущей и ожидаемой конъюнктуры на рынке заимствований;

принятия взвешенных и экономически обоснованных решений по управлению долговыми обязательствами.

 

6. Дополнительные меры, способствующие

эффективной реализации долговой политики

 

Важнейшим условием для успешной реализации долговой политики является обеспечение постоянного доступа к финансовым рынкам.

В этих целях необходимо обеспечивать прозрачность и предсказуемость проводимой долговой политики, на постоянной основе – взаимодействие с кредиторами (инвесторами).

Для формирования благоприятной кредитной истории на официальном сайте министерства финансов Ростовской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» используется практика размещения информации о долговой политике Ростовской области, сведений об объеме и структуре государственного долга Ростовской области.

Реализация основных направлений долговой политики позволит сохранить бюджетную и долговую устойчивость областного бюджета, выполнить принятые обязательства и условия соглашений о предоставлении бюджетных кредитов.

 

 

Начальник управления

документационного обеспечения

Правительства Ростовской области

 

 

В.В. Лозин

 

Постановление Правительства Ростовской области "Об Основных направлениях государственной долговой политики Ростовской области на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов" от 21.10.2024 N 723