Правовые акты Ростовской области
ПРАВОВЫЕ АКТЫ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Сборник законов и других нормативно-правовых документов
Бесплатная консультация юриста. Горячая линия: 8 800 511-38-47

Постановление Правительства Ростовской области от 21.10.2024 N 724 "Об Основных направлениях бюджетной и налоговой политики Ростовской области на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов"

 

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 

от 21.10.2024 N 724

 

г. Ростов-на-Дону

 

 

Об Основных направлениях

бюджетной и налоговой политики Ростовской области

на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов

 

 

В соответствии со статьей 1842 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьей 31 Областного закона от 03.08.2007 N 743-ЗС «О бюджетном процессе в Ростовской области», а также постановлением Правительства Ростовской области от 29.05.2024 N 355 «Об утверждении Порядка и сроков составления проекта областного бюджета на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов» Правительство Ростовской области постановляет:

 

1. Утвердить Основные направления бюджетной и налоговой политики Ростовской области на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов согласно приложению.

2. Заместителю Губернатора Ростовской области – министру финансов Федотовой Л.В., главным распорядителям средств областного бюджета обеспечить разработку проекта областного бюджета на основе Основных направлений бюджетной и налоговой политики Ростовской области на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов, утвержденных настоящим постановлением.

3. Рекомендовать главам местных администраций муниципальных образований в Ростовской области обеспечить разработку проектов местных бюджетов с учетом Основных направлений бюджетной и налоговой политики Ростовской области на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов, утвержденных настоящим постановлением.

4. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.

5. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора Ростовской области – министра финансов Федотову Л.В.

 

 

Первый заместитель

Губернатора Ростовской области

 

И.А. Гуськов

 

 

Постановление вносит

министерство финансов

Ростовской области

 

 

 


Приложение

к постановлению

Правительства

Ростовской области

от 21.10.2024 N 724

 

 

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ

бюджетной и налоговой политики Ростовской области

на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов

 

 

Настоящие Основные направления разработаны с учетом основных приоритетов государственной политики Российской Федерации, Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 29.02.2024, Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2024 N 309 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года», итогов реализации бюджетной и налоговой политики в 2023 – 2024 годах и основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики Российской Федерации на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов.

Целью Основных направлений является определение условий и подходов, используемых для формирования проекта областного бюджета на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов.

 

1. Основные итоги реализации

бюджетной и налоговой политики в 2023 – 2024 годах

 

В условиях беспрецедентных внешних ограничений и реализации мер, направленных на защиту суверенитета и безопасности Российской Федерации, главной целью бюджетной политики было определено важность сохранения устойчивости бюджетной системы и социальной стабильности.

Бюджетная политика ориентировалась в первую очередь на обеспечение финансовой и ценовой стабилизации при поддержке доходов уязвимых категорий граждан и содействие структурной трансформации экономики с минимальными потерями для потенциала развития и сохранением рабочих мест.

Проводимая в 2023 году налоговая политика способствовала расширению налоговой базы и сохранению устойчивой положительной динамики поступлений.

Положительная динамика доходов позволила обеспечить все расходные обязательства, отказаться от привлечения дорогих коммерческих заимствований и обеспечить наличие остатков средств на едином счете областного бюджета на будущий период.

Исполнение консолидированного бюджета Ростовской области обеспечено в 2023 году со значительным ростом от показателей 2022 года.

Доходы консолидированного бюджета Ростовской области составили 401,8 млрд рублей, что выше плана на 3,3 процента, с ростом от 2022 года на 17,1 процента.

Налоговые и неналоговые доходы консолидированного бюджета Ростовской области по итогам 2023 года составили 315,3 млрд рублей, с ростом к 2022 году на 66,1 млрд рублей, или на 26,5 процента.

Расходы консолидированного бюджета Ростовской области исполнены в 2023 году в сумме 391,6 млрд рублей, или на 97,2 процента к плану, с ростом к 2022 году на 37,8 млрд рублей, или на 10,7 процента.

При прогнозируемом дефиците областного бюджета на 2023 год в сумме 3,4 млрд рублей бюджет исполнен с профицитом в объеме 13,3 млрд рублей.

Бюджетная политика в сфере расходов областного бюджета была направлена на решение социальных и экономических задач области. Приоритетом являлось сохранение стабильности бюджетной системы в целях выполнения обязательств перед жителями Ростовской области, повышения качества жизни, развития социальной сферы и инфраструктуры.

Проведено увеличение заработной платы с учетом повышения минимального размера оплаты труда и индексации на уровень инфляции. На данные цели в 2023 году направлено 9,3 млрд рублей.

Социальные пособия, выплаты, меры поддержки оказаны более трети населения Ростовской области.

Выплатами семьям с детьми были охвачены 580 тысяч детей на общую сумму 23,0 млрд рублей.

Средства в сумме 30,5 млрд рублей были выделены на социальную поддержку ветеранов, малообеспеченных граждан и других льготных категорий.

В приоритетном порядке осуществлялось финансовое обеспечение расходов, связанных с проведением специальной военной операции.

Общий объем средств за счет федерального и областного бюджетов на эти цели составил 15,3 млрд рублей.

В рамках достижения национальных целей развития в Ростовской области обеспечено финансированием 44 региональных проекта на сумму 41,4 млрд рублей.

В полном объеме выполнены обязательства перед гражданами в части предоставления законодательно установленных социальных выплат и пособий.

Расходы консолидированного бюджета на социальную сферу в целом составили 253,2 млрд рублей.

Наряду с финансовым обеспечением социальной сферы активно поддерживались инвестиции на перспективное будущее, осуществлялось внедрение новых инфраструктурных проектов. «Бюджет развития» в 2023 году составил 96,4 млрд рублей, с увеличением на 25,5 млрд рублей от уровня 2022 года.

Реализация крупных инвестиционных проектов осуществлялась, в том числе, за счет средств инфраструктурного бюджетного кредита из федерального бюджета на строительство автомобильных дорог «Западная хорда», «Северный радиус» в составе Ростовского транспортного кольца и строительство канализационного коллектора N 62 в г. Ростове-на-Дону.

Помимо инфраструктурных кредитов в консолидированный бюджет Ростовской области поступила дополнительная поддержка в виде специальных казначейских кредитов и кредита на опережающее финансирование национальных проектов в общем объеме 6,3 млрд рублей.

Ресурсы распределены на строительство коллектора по ул. Локомотивная в г. Ростове-на-Дону, на приобретение 158 пассажирских автобусов для 17 муниципальных образований Ростовской области, а также ремонт автомобильных дорог.

На постоянной основе осуществлялась работа по оптимизации расходов областного бюджета. По итогам данной работы в 2023 году высвободившаяся экономия была направлена на приоритетные направления расходов на основании заявленной дополнительной потребности главных распорядителей средств областного бюджета.

В сфере межбюджетных отношений с местными бюджетами осуществлялась работа по созданию условий для их сбалансированности, недопущению кассовых разрывов, снижению долговой нагрузки.

За период I полугодия 2024 г. исполнение консолидированного бюджета Ростовской области обеспечено с ростом основных параметров.

Доходы консолидированного бюджета Ростовской области, как свода областного бюджета и бюджетов муниципальных образований, исполнены в сумме 185,9 млрд рублей, или 47,2 процента к годовому плану. Рост фактических поступлений от аналогичного периода 2023 года составил 6,9 млрд рублей.

Основными доходными источниками консолидированного бюджета Ростовской области являлись собственные налоговые и неналоговые доходы, их объем составил 151,0 млрд рублей, или 81,2 процента всех доходов.

Налоговая политика в 2024 году выстроена с учетом востребованных мер налоговой поддержки.

В целях стимулирования инвестиционной активности в Ростовской области, в том числе в рамках исполнения поручений Президента Российской Федерации, Губернатора Ростовской области:

установлены пониженные ставки по налогу на прибыль для резидентов особой экономической зоны – первые 5 лет – ставка 0 процентов, последующие 5 лет – ставка 5 процентов и 13,5 процента по истечении 10 последовательных налоговых периодов;

продлен льготный период по налогу на прибыль для резидентов территорий опережающего развития. При действующей ставке – 0 процентов на 5 лет с момента получения первой прибыли, ставка налога на прибыль организаций в последующие налоговые периоды, с 6 по 10 включительно, составит 10 процентов;

продлено действие льготы по освобождению суммы капитальных вложений на строительство, реконструкцию и (или) модернизацию вводимых, реконструируемых и (или) модернизируемых судоходных гидротехнических сооружений, расположенных на внутренних водных путях Российской Федерации, портовых гидротехнических сооружений, сооружений инфраструктуры воздушного транспорта (за исключением системы централизованной заправки самолетов) от уплаты налога на имущество.

Расширен перечень расходов налогоплательщиков, в отношении которых возможно применение инвестиционного налогового вычета по налогу на прибыль организаций в части:

пожертвований государственным областным и (или) муниципальным филармониям;

безвозмездной передачи денежных средств образовательным организациям, реализующим программы среднего профессионального образования, имеющих государственную аккредитацию.

В целях повышения эффективности мер, реализуемых в рамках социальной догазификации, и обеспечения надлежащей эксплуатации существующих газораспределительных сетей освобождены от уплаты налога на имущество организации, являющиеся представителями единого оператора газификации на территории Ростовской области, в отношении объектов газораспределительных сетей, принятых к бухгалтерскому учету в качестве объектов основных средств до 1 января 2022 г.

Медицинские организации освобождены от уплаты налога на имущество за переданные им в оперативное управление нежилые здания, введенные в эксплуатацию в 2024 году и находящиеся в государственной собственности Ростовской области.

Предоставлены дополнительные налоговые меры социальной поддержки в виде освобождения от уплаты транспортного налога для граждан, заключивших на территории Ростовской области в связи с участием в специальной военной операции контракт о прохождении военной службы или контракт о пребывании в добровольческом формировании, а также их супруга (супруг), несовершеннолетние дети, родители (усыновители).

Введена ежегодная индексация размера потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода по видам предпринимательской деятельности, в отношении которых применяется патентная система налогообложения, на коэффициент-дефлятор, установленный на соответствующий календарный год.

Установлен коэффициент, отражающий особенности рынка труда в Ростовской области, в целях исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц в виде фиксированного авансового платежа для иностранных граждан.

Проведена оценка эффективности налоговых расходов Ростовской области, обусловленных региональными налоговыми льготами. Общий объем налоговых расходов за 2023 год составил 8,4 млрд рублей, из них 90 процентов приходится на льготы субъектам малого предпринимательства и инвесторам.

По результатам оценки налоговых расходов все налоговые льготы признаны эффективными.

Расходы исполнены в сумме 180,7 млрд рублей. Профицит обеспечен в объеме 5,2 млрд рублей. В рамках проводимой ответственной долговой политики привлечение заемных средств в коммерческих организациях не осуществлялось.

Расходы областного бюджета направлены на реализацию принятых расходных обязательств с учетом фактической потребности и готовности к использованию бюджетных средств.

В расходной части областного бюджета приоритетным финансированием в объеме 114,7 млрд рублей обеспечены отрасли социальной сферы, или 74,2 процента всех расходов областного бюджета.

На отрасли национальной экономики и жилищно-коммунального хозяйства направлено 24,2 млрд рублей.

Объем «бюджета развития» в I полугодии 2024 г. увеличился с 96,4 млрд рублей в 2023 году до 110,3 млрд рублей в 2024 году, или на 13,9 млрд рублей.

В 2024 году в рамках заключенного соглашения с Министерством финансов Российской Федерации обеспечиваются меры по социально-экономическому развитию и оздоровлению государственных финансов Ростовской области на 2024 год, в их числе:

неснижение расходов на предоставление мер социальной поддержки, выплату заработной платы работникам бюджетной сферы и взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения;

отсутствие просроченной кредиторской задолженности по расходам консолидированного бюджета Ростовской области;

реализация планов мероприятий по взысканию дебиторской задолженности по платежам в областной бюджет, пеням и штрафам по ним, утвержденных в соответствии с постановлением Правительства Ростовской области от 25.03.2024 N 179;

реализация планов мероприятий по инвентаризации и оценке эффективности мер социальной поддержки граждан, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет средств консолидированного бюджета Ростовской области, в том числе предусматривающих мероприятия по исключению дублирования мер, обеспечение которых осуществляется за счет средств федерального бюджета, утвержденных распоряжением Правительства Ростовской области от 01.04.2024 N 227.

 

2. Основные цели и задачи бюджетной и налоговой

политики на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов

 

Бюджетная и налоговая политика Ростовской области на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов сформирована в соответствии с определяющими целями и задачами государственной политики Российской Федерации.

Стратегическими приоритетами определены меры по обеспечению финансового суверенитета Российской Федерации, опережающему развитию транспортной, коммунальной и социальной инфраструктуры, повышению благосостояния граждан Российской Федерации, обеспечению народосбережения, защиты материнства и детства, поддержки семей, имеющих детей.

Ключевая задача – достижение национальных целей развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2024 N 309.

 

Особенностью бюджетной политики Ростовской области на 2025 – 2027 годы является формирование областного бюджета на очередной финансовый год и плановый период с учетом реализации новых национальных проектов.

Основные ориентиры новых национальных проектов сконцентрированы по-прежнему на сохранении населения, укреплении здоровья, повышении благополучия людей, реализации потенциала, развитии талантов каждого человека, а также формировании комфортной и безопасной среды для жизни.

В условиях поступательного развития российской экономики, реализации программ импортозамещения, наращивания производства отечественных товаров и услуг важным направлением будет являться достижение целей национальных проектов по обеспечению технологического лидерства, созданию эффективной и конкурентной экономики Российской Федерации.

Комплексное развитие экономики и поддержание единого экономического потенциала страны будет достигаться путем раскрытия потенциала территорий, улучшения инвестиционного климата, создания условий для ускоренного развития межрегиональной промышленной и научно-технологической кооперации.

Объективные тенденции, складывающиеся в мировой экономике, требуют дополнительных мер по минимизации их влияния на достижение целей и решение задач, поставленных Президентом Российской Федерации и Губернатором Ростовской области.

Бюджетная и налоговая политика Ростовской области на 2025 – 2027 годы направлена на обеспечение сбалансированности областного бюджета и бюджетов муниципальных образований Ростовской области.

Первоочередными задачами предусмотрено выполнение всех социальных обязательств, предоставление мер социальной поддержки наиболее уязвимым группам населения, участникам специальной военной операции и их семьям, осуществление в полном объеме выплат по оплате труда с начислениями, взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения.

В целях повышения доходов граждан запланирован рост заработной платы работников бюджетной сферы в связи с увеличением минимального размера оплаты труда с 1 января 2025 г. до 22 440 рублей, индексацией и необходимостью доведения уровня заработной платы «указных» категорий работников бюджетного сферы до средней заработной платы по экономике Ростовской области.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 23.01.2024 N 63 «О мерах социальной поддержки многодетных семей» в целях популяризации государственной политики в сфере защиты семьи и сохранения традиционных семейных ценностей продолжится поддержка финансового и социального благополучия семей с детьми.

Особое внимание направлено на реализацию нового национального проекта «Семья». Поддержка семей с детьми определена в государственной политике как фундаментальный нравственный выбор, позволяющий добиться устойчивого роста рождаемости. В связи с чем повышается значимость эффективности деятельности органов государственной власти в целях создания условий по увеличению социального показателя «Суммарный коэффициент рождаемости».

В предстоящем бюджетном цикле 2025 – 2027 годов планируется учесть новые подходы, предусмотренные с 1 января 2025 г., для соблюдения уровня софинансирования расходов на реализацию национальных проектов.

В целях решения первоочередных задач бюджетной политики Ростовской области продолжится применение механизмов эффективного расходования бюджетных средств, оптимизации и переформатирования расходов областного бюджета, создания резерва для обеспечения приоритетных и непредвиденных расходов областного бюджета, включая средства на обеспечение мероприятий, связанных с проведением специальной военной операции.

Финансовое обеспечение новых расходных обязательств планируется с учетом имеющихся ресурсов и проведения взвешенной долговой политики в части ограничения привлечения рыночных кредитных заимствований.

Инвестиционная составляющая бюджетной политики направлена на завершение работ по переходящим объектам строительства, реконструкции, капитального ремонта государственной и муниципальной собственности с учетом разработки проектной документации и проектно-изыскательских работ, утвержденным в бюджетном цикле на 2024 – 2026 годы.

В числе стратегических решений с 2025 года планируется взаимодействие с федеральными органами власти по развитию опорных населенных пунктов, в том числе с использованием цифровой платформы для управления в сфере комплексного социально-экономического и пространственного развития населенных пунктов.

Продолжится реализация инфраструктурных проектов, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные кредиты из федерального бюджета, в целях ускоренного решения задач по строительству и модернизации объектов инфраструктуры, находящейся в государственной и муниципальной собственности, в том числе в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

Параметры областного бюджета на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов сформированы на основе второго (базового) варианта прогноза социально-экономического развития Ростовской области
на 2025 – 2027 годы, утвержденного распоряжением Правительства Ростовской области от 19.07.2024 N 544.

В целях соблюдения финансовой дисциплины бюджетные проектировки планируются с учетом выполнения обязательств, предусмотренных соглашениями о предоставлении дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности из федерального бюджета и бюджетных кредитов.

Продолжится соблюдение требований бюджетного законодательства, предельного уровня государственного долга и бюджетного дефицита, недопущение образования кредиторской задолженности.

В связи с дополнительными ограничениями, установленными Бюджетным кодексом Российской Федерации, с 1 января 2025 г. параметры расходов при исполнении концессионных соглашений, по соглашениям о государственно-частном партнерстве, по договорам финансовой аренды (лизинга), а также государственного долга Ростовской области сформированы с учетом изменений бюджетного законодательства.

 

2.1. Налоговая политика Ростовской области

на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов

 

В Ростовской области на 2025 год и на плановый период до 2027 года стратегическим ориентиром налоговой политики является стабильность, предсказуемость налогового законодательства, создание справедливых конкурентных условий для развития экономики.

Достижение поставленных целей и задач основывается на следующих приоритетах:

1. Реализация стимулирующих мер, направленных на формирование благоприятного инвестиционного климата, развитие новых производств, перевооружение существующих, повышение инновационной активности.
Будут предоставляться введенные ранее меры государственной финансовой поддержки в виде:

льготного налогообложения организаций, реализующих на территории Ростовской области инвестиционные проекты, в том числе резидентов территорий опережающего развития и особой экономической зоны, участников региональных инвестиционных проектов и специальных инвестиционных контрактов, заключенных от имени Российской Федерации, организаций, заключивших концессионные соглашения о создании и использовании (эксплуатации) трамвайной сети, по налогам на прибыль и имущество организаций;

освобождения от уплаты налога на имущество организаций, осуществляющих деятельность по приоритетным направлениям;

инвестиционного налогового вычета с учетом реализации механизма компенсации из федерального бюджета.

2. Создание благоприятных налоговых условий, способствующих развитию предпринимательской активности, легализации малого бизнеса, сокращение неформальной занятости.

Эффективный инструмент выполнения поставленной задачи – продолжение предоставления налоговой льготы в виде пониженной с 15 до 10 процентов ставки налога, взимаемого при применении упрощенной системы налогообложения, в случае если объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов и установления коэффициента, отражающего региональные особенности рынка труда на территории Ростовской области.

3. Обеспечение комфортных налоговых условий для отдельных категорий населения, нуждающихся в государственной поддержке.

В числе установленных на региональном уровне льгот, носящих социально значимый характер, предусмотрены льготы по транспортному налогу следующим категориям налогоплательщиков: Герои Советского Союза, Российской Федерации, Социалистического Труда, граждане, являющиеся полными кавалерами ордена Славы, ветераны, инвалиды всех групп, чернобыльцы, многодетные семьи, семьи, воспитывающие ребенка инвалида, граждане из подразделений особого риска, родители и не вступившие в повторный брак супруги инвалидов боевых действий, ветеранов боевых действий, погибших при исполнении своих служебных обязанностей или умерших вследствие полученных при их исполнении ранения, контузии, увечья или заболевания, имеющие на праве собственности легковые автомобили, граждане, призванные на военную службу по мобилизации в Вооруженные Силы Российской Федерации, граждане, заключившие на территории Ростовской области в связи с участием в специальной военной операции контракт о прохождении военной службы или контракт о пребывании в добровольческом формировании (о добровольном содействии в выполнении задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации), а также их супруга (супруг), несовершеннолетние дети, родители (усыновители).

4. Проведение оценки налоговых расходов, включающей оценку бюджетной и экономической эффективности, оценку совокупного бюджетного эффекта (самоокупаемости) для стимулирующих налоговых расходов по налогам на прибыль и имущество организаций, а также достижения установленных индикаторов и целевых показателей, предусмотренных государственными программами Ростовской области, влияние предоставленных налоговых преференций на достижение целей социально-экономической политики Ростовской области.

В трехлетней перспективе продолжится работа по укреплению доходной базы консолидированного бюджета Ростовской области за счет наращивания стабильных доходных источников и мобилизации имеющихся резервов. В рамках изменений федерального законодательства в Ростовской области предстоит работа по введению туристического налога.

Предусматривается взаимодействие органов власти Ростовской области с федеральными органами власти и органами местного самоуправления в решении задач по дополнительной мобилизации доходов. Вектор деятельности направлен на обеспечение полноты уплаты налогов и выявление фактов умышленного занижения финансовых результатов для целей налогообложения, пресечение «теневой» экономики, нелегальной занятости, сокращение задолженности и применение полного комплекса мер принудительного взыскания задолженности, выявление и обеспечение постановки на налоговый учет всех потенциальных плательщиков и объектов налогообложения, привлечение к декларированию полученных доходов, эффективное использование имущества и земельных ресурсов.

Нормативная правовая база по вопросам налогообложения совершенствуется в условиях изменений федерального налогового законодательства.

 

2.2. Система управления

государственными программами Ростовской области

 

Система управления государственными программами Ростовской области (далее – государственные программы) предусматривает ответственное взаимодействие исполнительных органов Ростовской области, министерства экономического развития Ростовской области, управления проектной деятельности при Губернаторе Ростовской области, министерства финансов Ростовской области в соответствии с постановлениями Правительства Ростовской области от 26.06.2023 N 461 «Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Ростовской области» и от 11.01.2021 N 1 «Об организации проектной деятельности в исполнительных органах Ростовской области».

Структура государственных программ определена посредством четкого разграничения расходов на проектную деятельность, направленную на конкретный уникальный результат (региональные проекты), и процессную деятельность, направленную на решение текущих задач социально-экономического развития (в рамках комплексов процессных мероприятий).

Важным инструментом достижения целей государственных программ будут являться региональные проекты, направленные на реализацию национальных целей развития в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2024 N 309, а также иные региональные проекты, направленные на достижение целей социально-экономического развития Ростовской области.

Реализация региональных проектов ориентирована на поддержку семьи, молодежи и детей, обеспечение продолжительной и активной жизни граждан, развитие кадрового потенциала, формирование экологического благополучия, развитие эффективной транспортной системы, эффективной и конкурентной экономики, туризма и гостеприимства, международной кооперации и экспорта, а также переход к экономике данных и цифровой трансформации государства.

 

2.3. Основные направления

бюджетной политики в области социальной сферы

 

Одним из основных подходов бюджетной политики в области социальной сферы является увеличение уровня доходов граждан.

Социальные выплаты, пособия, стипендиальный фонд увеличены на уровень инфляции в 2025 – 2027 годах, утвержденный прогнозом социально-экономического развития Ростовской области на 2025 – 2027 годы.

Повышение оплаты труда работникам бюджетной сферы планируется согласно указам Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики», от 01.06.2012 N 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 – 2017 годы» и от 28.12.2012 N 1688 «О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» с учетом необходимости сохранения соотношения средней заработной платы отдельных категорий работников с показателем «среднемесячная начисленная заработная плата наемных работников в организациях, у индивидуальных предпринимателей и физических лиц (среднемесячный доход от трудовой деятельности)» по Ростовской области на 2025 – 2027 годы.

В целях ежегодного повышения оплаты труда работников государственных учреждений Ростовской области и муниципальных учреждений (в части субвенций областного бюджета), на которых не распространяется действие указов Президента Российской Федерации 2012 года, предусмотрена индексация расходов на уровень инфляции в 2025 – 2027 годах, утвержденный прогнозом социально-экономического развития Ростовской области на 2025 – 2027 годы.

Также запланировано повышение расходов на заработную плату отдельных низкооплачиваемых категорий работников до уровня минимального размера оплаты труда.

В целях финансового обеспечения учреждений в отраслях социальной сферы в условиях удорожания цен предусмотрена индексация затрат на приобретение материальных запасов (питания, медикаментов, перевязочных средств, медицинских расходных материалов и изделий медицинского назначения, медицинского инструментария, мягкого инвентаря), на приобретение средств обучения и воспитания, исходя из уровня инфляции согласно прогнозу социально-экономического развития Ростовской области на 2025 – 2027 годы.

 

2.3.1. Образование и молодежная политика

 

Бюджетная политика в сфере образования направлена на развитие доступности качественного образования, соответствующего национальным целям развития страны и требованиям приоритетных направлений развития экономики, реализацию потенциала каждого человека, развитие его талантов, воспитание патриотической и социально ответственной личности.

Продолжится создание новых мест в школах и детских садах, проведение капитальных ремонтов образовательных организаций и их оснащение средствами обучения и воспитания, в том числе с привлечением средств федерального бюджета.

В целях формирования у обучающихся современных технологических и гуманитарных навыков, повышения профессионального мастерства предусмотрено обновление материально-технологической базы профессиональных образовательных организаций, функционирование центра опережающей профессиональной подготовки.

Для обеспечения доступности качественного образования для учащихся с особыми образовательными потребностями планируются мероприятия по адаптации инфраструктуры образовательных организаций и мероприятия по созданию условий для их реабилитации и абилитации.

В рамках развития приоритетных направлений дополнительного образования детей продолжится внедрение механизма социального заказа, работа детских технопарков «Кванториум» и центров цифрового образования детей «IT-куб».

Для выявления и развития у обучающихся интеллектуальных и творческих способностей проводятся олимпиады и конкурсы, осуществляется целевая поддержка участия во всероссийских мероприятиях, обеспечивается функционирование центра выявления и поддержки одаренных детей «Ступени успеха».

В целях здоровьесбережения обучающихся и социальной поддержки отдельных категорий населения предусмотрены мероприятия по обеспечению школьников горячим питанием.

Продолжатся мероприятия по обеспечению деятельности советников директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями, выплаты на ежемесячное денежное вознаграждение за классное руководство (кураторство) работникам государственных и муниципальных организаций.

С целью эффективного развития системы образования Ростовской области проводятся мероприятия по созданию и сопровождению информационно-методического образовательного портала.

Расходы бюджета в сфере молодежной политики направлены на финансовое обеспечение выполнения как уже реализуемых, так и новых форм и направлений деятельности.

Планируется реализация мероприятий для:

обеспечения деятельности начавшего работу в 2024 году крупнейшего регионального центра молодежной политики «ДонМолодой», который на ежедневной основе собирает активную и талантливую молодежь в рамках пяти организованных пространств, в которых реализуется ряд событий самой молодежью и для молодежи;

функционирования круглогодичного молодежного образовательного центра «Молодежная станица «Дон», в котором молодые люди разрабатывают проекты по развитию сельских территорий и аграрного сектора, создают модели предприятий агропромышленного комплекса и карту развития сельскохозяйственного направления работы Российских студенческих отрядов;

организации форума «Молодая волна. В движении», участниками которого являются граждане в возрасте от 14 до 17 лет, активно вовлеченные в процессы решения наиболее актуальных социально-экономических и общественно-политических задач Ростовской области и страны в целом, по вопросам истории и патриотизма, спорта, волонтерства, экологии и бизнеса.

Сохранится практика проведения регионального конкурса проектов среди физических лиц, по итогам которого предоставляются гранты на реализацию социально значимых инициатив.

Продолжится поощрение талантливых молодых ученых и инноваторов, разработки которых успешно внедряются в различных отраслях экономики: энергосберегающие строительные материалы – на объектах строительства, сверхширокополосные антенны для стабильной связи – в московском метрополитене, инновационные способы получения товарной свинины высокого качества – на племенных заводах и свиноводческих комплексах.

 

2.3.2. Здравоохранение

 

Базовым условием социально-экономического благополучия Ростовской области является здоровье населения.

 

С учетом преобладания в возрастном составе жителей Ростовской области лиц старших возрастных групп, распространенности социально значимых заболеваний и необходимости создания условий для стабильного естественного прироста населения здоровье становится зоной особого внимания.

Бюджетная политика в сфере здравоохранения в Ростовской области направлена на достижение доступности для населения базовых и высокотехнологичных медицинских услуг на всей территории Ростовской области путем организации в региональной системе здравоохранения системного подхода «4П» – это прогнозирование развития заболеваний (предикция), предотвращение появления заболеваний (превентивность и профилактика), индивидуальный подход к каждому пациенту (персонализация), мотивированное участие самого пациента в медицинских мероприятиях (партисипативность).

Приоритетными направлениями бюджетной политики в сфере здравоохранения являются:

совершенствование механизмов обеспечения населения лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания, реализация мер по лечению редких (орфанных) и социально значимых заболеваний;

оказание высокотехнологичной медицинской помощи, связанной с применением новых, сложных и дорогостоящих методов и технологий лечения, по профилям сердечно-сосудистой хирургии, трансплантации, нейрохирургии, травматологии и ортопедии, офтальмологии, педиатрии;

профилактика туберкулезной и иных инфекций, лечение и устранение последствий, включая иммунопрофилактику;

создание эффективной службы паллиативной помощи неизлечимым пациентам, повышение качества их жизни;

реализация расширенной программы профилактических медицинских осмотров и диспансеризации населения, а также расширение программ лечения и реабилитации.

В рамках реализации программы обязательного медицинского страхования на территории Ростовской области для неработающих граждан продолжится уплата страховых взносов на обязательное медицинское страхование.

В целях создания комфортных условий при оказании медицинской помощи планируется проведение работ по капитальному ремонту учреждений здравоохранения, оснащение современным оборудованием, в том числе в рамках продолжающейся модернизации первичного звена здравоохранения.

 

2.3.3. Социальная политика

 

В сфере социальной политики приоритетным направлением остается, как и прежде, поддержка материнства и детства в Ростовской области. Предусмотрены выплаты многодетным семьям; при рождении третьего или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет; беременным женщинам, кормящим матерям и детям в возрасте до трех лет из малоимущих семей; на детей первого-второго года жизни; единовременные денежные выплаты при рождении одновременно трех и более детей; компенсации части средств на отдых и оздоровление детей.

Продолжится предоставление средств по сертификату на региональный материнский капитал малоимущим семьям при рождении третьего ребенка или последующих детей.

Сохранится помощь в приобретении автотранспортного средства малоимущим многодетным семьям.

Также через бюджет Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации запланирована выплата ежемесячного пособия в связи с рождением и воспитанием ребенка.

Продолжится распространение социального контракта, направленного на стимулирование активных действий малоимущих граждан по преодолению трудной жизненной ситуации.

Предусмотрена социальная поддержка старшего поколения, ветеранов труда, лиц, проработавших в тылу в период Великой Отечественной войны 1941 – 1945 годов, жертв политических репрессий, а также членов семей граждан, принимающих участие в специальной военной операции.

При поддержке федерального бюджета продолжится осуществление мероприятий по обеспечению жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 – 1945 годов, отдельных категорий граждан, установленных Федеральным законом от 12.01.1995 N 5-ФЗ «О ветеранах», а также отдельных категорий граждан, установленных Федеральным законом от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

Продолжится предоставление дополнительных гарантий детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в виде компенсации расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг.

Предусмотрена финансовая поддержка на обеспечение жильем детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа, в том числе за счет средств федерального бюджета.

 

2.3.4. Культура

 

В сфере культуры продолжится финансовое обеспечение деятельности государственных учреждений культуры, в рамках которого запланировано в том числе создание спектаклей, концертных программ, музейных выставок.

Предусмотрено проведение региональных мероприятий, в том числе  Международного музыкального фестиваля Юрия Башмета, Всероссийского казачьего фестиваля в г. Новочеркасске, военно-исторического фестиваля «Осада Азова», осуществление гастрольной деятельности профессиональных коллективов на территории Ростовской области, проведение Губернаторской новогодней елки для одаренных детей и детей-сирот и Губернаторской рождественской елки, проведение праздничного концерта в День семьи, любви и верности, мероприятия, посвященного Дню славянской письменности и культуры.

Приоритетной задачей является охрана и сохранение объектов культурного наследия, расположенных на территории Ростовской области, в том числе разработка проектов зон охраны объектов культурного наследия регионального значения.

Для повышения доступности культурных ценностей для населения Ростовской области предусмотрено проведение капитального ремонта памятников, областных объектов культурного наследия и муниципальных организаций культуры.

В 2025 – 2026 годах в областных музеях продолжится создание и модернизация выставочных экспозиций с применением интерактивных технологий.

В целях финансовой поддержки профессиональных коллективов в виде финансового обеспечения их расходов на реализацию творческих проектов в сфере культуры и искусства предусматриваются гранты в форме субсидий.

На поощрение работников артистического и художественного персонала коллективов государственных учреждений, имеющих звание «академический», предусматривается дополнительная выплата стимулирующего характера.

 

2.3.5. Физическая культура и спорт

 

Основное внимание в сфере физической культуры и спорта направлено на формирование системы мотивации граждан к здоровому образу жизни, включая здоровое питание и отказ от вредных привычек, которая позволит увеличить долю граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом.

Приоритетными направлениями бюджетной политики в этой отрасли в целях повышения доступности занятий физической культурой и спортом для населения являются:

развитие инфраструктуры спорта путем возведения новых объектов спорта, в том числе с привлечением внебюджетных источников;

развитие массового спорта, спартакиадного движения и клубной деятельности, в том числе в школах и профессиональных образовательных организациях.

В целях совершенствования системы подготовки спортивного резерва продолжится реализация плана мероприятий по обеспечению финансирования учреждений спортивной направленности в соответствии с федеральными стандартами спортивной подготовки по видам спорта и программами спортивной подготовки.

 

2.4. Национальная экономика

и модернизация жилищно-коммунального хозяйства

 

2.4.1. Национальная экономика

 

В условиях кардинальной трансформации мировой экономики важнейшим приоритетом в расходах областного бюджета по-прежнему остается государственная финансовая поддержка национальной экономики.

Основные меры в 2025 – 2027 годах направлены на создание благоприятного инвестиционного климата и поддержку предпринимателей в Ростовской области.

Запланированы компенсации процентной ставки по кредитам на реализацию инвестиционных проектов и возмещение части затрат по созданию объектов капитального строительства инженерной инфраструктуры и (или) их подключению (технологическому присоединению) к инженерным системам электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения организациям и индивидуальным предпринимателям, реализующим инвестиционные проекты.

Предусмотрены к реализации мероприятия, направленные на стимулирование малого и среднего предпринимательства путем использования финансовой, организационной, информационной и консультационной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.

Поддержка промышленного производства осуществляется в рамках деятельности некоммерческой организации «Региональный фонд развития промышленности Ростовской области».

В целях реализации приоритета бюджетной политики государства по обеспечению технологического лидерства в рамках мероприятий по созданию сети научно-производственных центров испытаний и компетенций в области развития технологий беспилотных авиационных систем в Ростовской области планируется оказание государственной поддержки юридическим лицам в целях развития разработки и серийного производства беспилотных авиационных систем, а также их компонентов и материалов.

В сфере агропромышленного комплекса предусмотрены меры государственной поддержки, стимулирующие рост производства продукции сельского хозяйства, а также повышение финансовой устойчивости сельскохозяйственных товаропроизводителей Ростовской области.

Особое внимание уделено сельскохозяйственным товаропроизводителям, занимающимся растениеводством, мясным и молочным скотоводством, племенным животноводством.

С государственной поддержкой планируется осуществлять мероприятия по охране плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения, эффективному вовлечению в оборот земель сельскохозяйственного назначения и развитию мелиоративного комплекса Ростовской области, а также мероприятия по обновлению парка сельскохозяйственной техники.

Продолжится предоставление государственной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в сфере агротуризма.

В целях государственной поддержки донских виноградарей и виноделов из областного бюджета запланировано субсидирование расходов на закладку молодых виноградников, проведение уходных работ, в том числе на виноградниках автохтонных сортов в плодоносящем возрасте, а также на приобретение сельскохозяйственной техники.

Запланирована работа по повышению туристской привлекательности на территории Ростовской области, развитию внутреннего и въездного  туризма.

 

2.4.2. Транспорт и дорожное хозяйство

 

Бюджетная политика в сфере дорожного хозяйства направлена на сохранение и развитие сети автомобильных дорог общего пользования.

Расходы на дорожное хозяйство планируются на основании прогнозируемого объема поступления доходов дорожного фонда Ростовской области, предусмотренных Областным законом от 08.11.2011 N 705-ЗС «О дорожном фонде Ростовской области».

Продолжится реализация региональных проектов, направленных на достижение национальных целей.

Приоритетными направлениями расходов в рамках национального проекта остаются расходы на приведение в нормативное состояние автомобильных дорог общего пользования регионального, межмуниципального и местного значения.

Также в рамках национального проекта продолжится работа по внедрению интеллектуальных транспортных систем, предусматривающих автоматизацию процессов управления дорожным движением в городских агломерациях, включающих города с населением свыше 300 тыс. человек.

В планируемом периоде ожидается завершение крупного инвестиционного проекта, с привлечением средств инфраструктурного кредита из федерального бюджета, по строительству автомобильной дороги «Северный радиус» в составе Ростовского транспортного кольца. Будут построены транспортные развязки на автодороге Северный обход г. Ростова-на-Дону в районе поселков Щепкин и Темерницкий, а также на пересечении автодорог г. Ростов-на-Дону – г. Новошахтинск и Северного обхода г. Ростова-на-Дону, что позволит увеличить пропускную способность на данных участках автодорог и повысить безопасность дорожного движения.

В транспортной отрасли продолжится реализация мероприятий по развитию рынка газомоторного топлива, модернизации и созданию инфраструктуры трамвая в городе Ростове-на-Дону.

В целях поддержки предприятий железнодорожного транспорта продолжится предоставление субсидий на возмещение недополученных доходов в связи с государственным регулированием тарифов на перевозку пассажиров.

 

2.4.3. Жилищно-коммунальное хозяйство

 

В 2025 году и плановом периоде 2026 и 2027 годов планируется значительная поддержка жилищно-коммунального хозяйства, в том числе на мероприятия по:

ликвидации аварийного жилищного фонда;

капитальному ремонту многоквартирных домов;

формированию современной городской среды, благоустройству общественных территорий населенных пунктов;

возмещению предприятиям жилищно-коммунального хозяйства разницы между экономически обоснованными тарифами и платежами населения.

Финансово обеспечена программа местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков.

Сохранятся расходы на формирование специальных условий ипотечного кредитования и оказание поддержки в приобретении (строительстве) жилья отдельным категориям граждан.

Продолжится оказание государственной поддержки в приобретении жилья многодетным семьям, в том числе в виде предоставления земельных сертификатов на улучшение жилищных условий молодым семьям, семьям, проживающим в сельской местности, а также реализация мер поддержки пострадавших участников долевого строительства.

 

3. Повышение эффективности

и приоритизация бюджетных расходов

 

Бюджетная политика в сфере расходов направлена на безусловное исполнение действующих расходных обязательств, повышение эффективности использования финансовых ресурсов.

Главным приоритетом при планировании и исполнении расходов областного бюджета является обеспечение в полном объеме всех конституционных и законодательно установленных обязательств государства перед гражданами.

В целях создания условий для эффективного использования средств областного бюджета и мобилизации ресурсов продолжится применение следующих основных подходов:

формирование расходных обязательств с учетом приоритизации действующих расходных обязательств;

финансовое обеспечение государственных программ с учетом достижения целей, показателей и результатов региональных проектов;

проведение инвентаризации расходов областного бюджета;

неустановление расходных обязательств, не связанных с решением вопросов, отнесенных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

активное привлечение внебюджетных ресурсов, направление средств от приносящей доход деятельности, в том числе на повышение оплаты труда отдельным категориям работников, поименованных в указах Президента Российской Федерации 2012 года;

совершенствование механизмов организации оказании услуг в социальной сфере, направленной на повышение качества и доступности для их получателей;

совершенствование межбюджетных отношений;

осуществление контроля за использованием бюджетных средств.

 

4. Основные подходы

к формированию межбюджетных отношений

 

В сфере межбюджетных отношений основными направлениями бюджетной политики будут реализация мер, направленных на стимулирование ускоренного экономического развития, обеспечение сбалансированности бюджетов муниципальных образований и создание прозрачной модели межбюджетных отношений на местном уровне.

В целях повышения финансовой самостоятельности бюджетов муниципальных образований, усиления выравнивающего механизма межбюджетного регулирования и поддержания ответственности при планировании, исполнении бюджетов муниципальных образований и осуществлении долговой политики предусматривается реализация следующих направлений.

Продолжится установление на постоянной основе единых нормативов отчислений в бюджеты муниципальных образований от:

налога на доходы физических лиц, за исключением налога на доходы физических лиц, уплачиваемого иностранными гражданами в виде фиксированного авансового платежа при осуществлении ими на территории Российской Федерации трудовой деятельности на основании патента;

налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения;

транспортного налога;

государственной пошлины за предоставление документов через многофункциональные центры;

платы за негативное воздействие на окружающую среду.

Общий объем средств областного бюджета на выравнивание бюджетной обеспеченности для распределения муниципальным образованиям продолжит увеличиваться темпами не ниже прогнозного уровня инфляции.

Предоставление бюджетам муниципальных образований дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности продолжит осуществляться в порядке, установленном Областным законом от 26.12.2016 N 834-ЗС «О межбюджетных отношениях органов государственной власти и органов местного самоуправления в Ростовской области».

В целях стимулирования экономического развития продолжится практика замещения части дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований дополнительными нормативами отчислений от налога на доходы физических лиц, за исключением налога на доходы физических лиц, уплачиваемого иностранными гражданами в виде фиксированного авансового платежа при осуществлении ими на территории Российской Федерации трудовой деятельности на основании патента.

С 1 января 2025 г. для реализации в полном объеме полномочий по выравниванию бюджетной обеспеченности поселений, входящих в состав муниципального района, за счет средств бюджета муниципального района планируется передать муниципальным районам государственные полномочия по расчету и предоставлению дотаций бюджетам поселений с обеспечением за счет субвенций. 

Для поддержания качества управления муниципальными финансами, повышения ответственности органов местного самоуправления за проводимую бюджетную политику, в том числе обеспечения финансовыми ресурсами первоочередных социально значимых расходов местных бюджетов, продолжится практика заключения с главами администраций дотационных муниципальных образований соглашений, предусматривающих мероприятия по социально-экономическому развитию и оздоровлению муниципальных финансов, а также проведение оценки качества управления бюджетным процессом в муниципальных образованиях Ростовской области.

Продолжится мониторинг планирования и исполнения бюджетов муниципальных образований, контроль за соблюдением требований бюджетного законодательства, своевременным исполнением принятых расходных обязательств, недопущения образования просроченной кредиторской задолженности.

Планируется предоставление муниципальным образованиям дотации на частичную компенсацию дополнительных расходов бюджетов муниципальных образований на повышение оплаты труда в целях сохранения на достигнутом уровне целевых показателей по оплате труда отдельных категорий работников и в связи с увеличением минимального размера оплаты труда.

Предоставление дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов муниципальных образований будет осуществляться в целях содействия устранению бюджетного дисбаланса в течение финансового года, возникшего в результате факторов, не зависящих от действий органов местного самоуправления, в установленном Правительством Ростовской области порядке.

Предоставление субсидий бюджетам муниципальных образований на софинансирование их расходных обязательств продолжится в рамках государственных программ на основании соглашений с главными распорядителями средств областного бюджета.

Условия софинансирования расходных обязательств муниципальных образований из областного бюджета предусмотрены с учетом бюджетной обеспеченности муниципальных образований Ростовской области.

В целях обеспечения прозрачности предоставления межбюджетных трансфертов из областного бюджета, а также повышения качества бюджетного планирования максимальное количество межбюджетных трансфертов будет распределено между муниципальными образованиями в областном законе об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период (за исключением распределяемых на конкурсной основе).

В установленном Правительством Ростовской области порядке планируется распределять и предоставлять муниципальным образованиям межбюджетные трансферты стимулирующего характера, исходя из дополнительно поступивших в областной бюджет доходов от реализуемых на территориях муниципальных образований Ростовской области проектов, направленных на достижение целей, показателей национальных, федеральных и региональных проектов, а также освоения средств областной финансовой поддержки и соблюдения бюджетного законодательства в ходе бюджетного процесса на муниципальном уровне.

В целях вовлечения жителей Ростовской области и субъектов бизнеса в решение вопросов местного значения продолжится практика планирования в областном бюджете средств на реализацию инициативных проектов. Распределение субсидий на реализацию инициативных проектов на 2025 год между муниципальными образованиями планируется учесть в проекте областного бюджета ко второму чтению.

Продолжится предоставление бюджетных кредитов муниципальным образованиям и мониторинг сохранения безопасного уровня долговой нагрузки местных бюджетов с учетом соблюдения требований законодательства к параметрам муниципального долга, дефицита местных бюджетов и общего объема муниципальных заимствований, а также показателей долговой устойчивости.

 

5. Обеспечение сбалансированности областного бюджета

 

В целях минимизации рисков и безусловного выполнения первоочередных социально значимых расходных обязательств в соответствии с Протоколом заседания президиума (штаба) Правительственной комиссии по региональному развитию в Российской Федерации от 15 августа 2024 г. основными направлениями бюджетной политики в части мер по обеспечению сбалансированности областного и местных бюджетов предусмотрено формирование бюджетных резервов, ограничение принятия решений, влекущих новые расходные обязательства, не имеющие первоочередного значения, а также ограничение привлечения рыночных заимствований.

В условиях высокой стоимости привлечения рыночных заимствований проводится взвешенная долговая политика.

Основным источником кредитных ресурсов в предстоящем бюджетном цикле выступят бюджетные кредиты из федерального бюджета на реализацию инфраструктурных проектов. По результатам распределения и доведения до субъектов Российской Федерации лимитов бюджетных кредитов на реализацию инфраструктурных проектов планируется увеличение бюджетных ресурсов на указанные цели.

Одновременно для поддержания текущей ликвидности в течение года планируется использование таких инструментов, как управление остатками средств на едином счете областного бюджета, а также привлечение краткосрочных бюджетных кредитов на пополнение остатка средств на едином счете областного бюджета, предоставляемых Управлением Федерального казначейства по Ростовской области.

В рамках реализации принятых на федеральном уровне решений по списанию двух третей задолженности субъектов Российской Федерации по бюджетным кредитам перед федеральным бюджетом высвобождающиеся средства также будут направлены на поддержку инвестиций, инфраструктурные проекты, способствуя развитию экономики и улучшению качества жизни жителей Ростовской области.

 

6. Совершенствование системы внутреннего

государственного финансового (муниципального) контроля

и контроля финансового органа в сфере закупок

 

В целях создания условий для повышения эффективности бюджетных расходов при осуществлении полномочий по внутреннему государственному финансовому контролю будут применяться следующие основные подходы:

применение единых федеральных стандартов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля и единых форм документов, оформляемых органами внутреннего государственного контроля;

применение риск-ориентированного подхода к планированию и осуществлению контрольной деятельности;

использование цифровых технологичных инструментов (подсистема «Риск-Мониторинг» единой информационной системы в сфере закупок, подсистема информационно-аналитического обеспечения государственной интегрированной информационной системы «Электронный бюджет», информационная система «Единая автоматизированная система управления общественными финансами в Ростовской области»);

обеспечение мониторинга изменения нарушений, выявленных по результатам внутреннего государственного и муниципального финансового контроля в Ростовской области;

подготовка к внедрению новых методов контроля, направленных на предварительный контроль и предотвращение нарушений;

автоматизация контрольной деятельности при осуществлении внутреннего государственного финансового контроля с применением программных комплексов;

обеспечение систематизации, анализа, обработки и мониторинга своевременного устранения нарушений, выявленных в ходе проведения контрольных мероприятий, и принятия объектами контроля мер, направленных на их недопущение;

совершенствование методологической базы осуществления государственного (муниципального) финансового контроля;

проведение профилактической работы по предупреждению нарушений бюджетного законодательства и законодательства о контрактной системе в сфере закупок;

обеспечение применения ответственности за нарушения бюджетного законодательства и законодательства о контрактной системе в сфере закупок.

Начиная с 2025 года отчетность о результатах контрольной деятельности органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля будет включать в себя четыре дополнительные формы, что позволит более шире раскрывать результаты контрольной деятельности.

Также при выявлении вопросов осуществления внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля продолжится практика их обсуждения на координационном совете по вопросам внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля Ассоциации экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации Южного федерального округа «Юг».

Запланирована работа по методологической поддержке органов местного самоуправления в целях повышения уровня организации и осуществления внутреннего муниципального финансового контроля.

С 1 января 2025 г. будет обеспечена возможность заключения контрактов с единственным поставщиком в электронном виде через единую информационную систему закупок. Это уменьшит количество бумажной документации и упростит процесс согласования и подписания договоров.

С 1 апреля 2025 г. обязательным условием для всех участников станет размещение дополнительных соглашений в цифровом формате через единую информационную систему закупок, что позволит обеспечить однократный ввод юридически значимой информации и ее последующий автоматизированный контроль, в том числе финансовый, автоматическое формирование сведений в реестре контрактов.

Продолжится работа по взаимодействию с главными распорядителями бюджетными средств в части рассмотрения результатов ведомственного контроля в сфере закупок с целью привлечения должностных лиц к административной ответственности за нарушения норм закупочного законодательства.

 

 

Начальник управления

документационного обеспечения

Правительства Ростовской области

 

 

В.В. Лозин

 

Постановление Правительства Ростовской области "Об Основных направлениях бюджетной и налоговой политики Ростовской области на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов" от 21.10.2024 N 724