Правовые акты Ростовской области
ПРАВОВЫЕ АКТЫ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Сборник законов и других нормативно-правовых документов
Бесплатная консультация юриста. Горячая линия: 8 800 511-38-47

Постановление Правительства Ростовской области от 22.10.2024 N 737 "О Комплексе мер по повышению правовой культуры избирателей (участников референдума) и обучению организаторов выборов и референдумов в Ростовской области на 2027 – 2031 годы"

 

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 

от 22.10.2024 N 737

 

г. Ростов-на-Дону

 

 

О Комплексе мер

по повышению правовой культуры избирателей

(участников референдума) и обучению организаторов выборов

и референдумов в Ростовской области на 2027 – 2031 годы

 

 

В целях обеспечения конституционных прав и свобод избирателей Ростовской области при подготовке и проведении избирательных кампаний федерального, регионального и местного уровней, совершенствования системы правового просвещения участников избирательного процесса, повышения профессионального уровня организаторов выборов и референдумов, в соответствии с Федеральным законом от 12.06.2002 N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», Областным законом от 15.03.2004 N 95-ЗС «Об Избирательной комиссии Ростовской области» Правительство Ростовской области постановляет:

 

1. Утвердить Комплекс мер по повышению правовой культуры избирателей (участников референдума) и обучению организаторов выборов и референдумов в Ростовской области на 2027 – 2031 годы согласно приложению.

2. Установить, что в ходе реализации Комплекса мер по повышению правовой культуры избирателей (участников референдума) и обучению организаторов выборов и референдумов в Ростовской области на 2027 – 2031 годы (далее – Комплекс мер) мероприятия и объемы их финансирования подлежат ежегодной корректировке с учетом возможностей областного бюджета.

3. Министерству финансов Ростовской области (Федотова Л.В.) финансирование расходов на реализацию Комплекса мер производить в пределах средств, предусмотренных в областном бюджете на текущий финансовый год.

4. Поручить исполнительным органам Ростовской области, рекомендовать органам местного самоуправления оказывать содействие избирательным комиссиям в реализации мероприятий Комплекса мер.

5. Контроль за выполнением настоящего постановления оставляю за собой.

 

 

Первый заместитель

Губернатора Ростовской области

 

И.А. Гуськов

 

 

Постановление вносит

Избирательная комиссия

Ростовской области

 

 

 


Приложение

к постановлению

Правительства

Ростовской области

от 22.10.2024 N 737

 

 

КОМПЛЕКС МЕР

по повышению правовой культуры избирателей

(участников референдума) и обучению организаторов выборов

и референдумов в Ростовской области на 2027 – 2031 годы

 

 

Комплекс мер по повышению правовой культуры избирателей (участников референдума) и обучению организаторов выборов и референдумов в Ростовской области на 2027 – 2031 годы (далее – Комплекс мер) основан на результатах реализации аналогичных нормативных правовых актов в предыдущие периоды, актуальных задачах, стоящих перед региональной избирательной системой, и является логическим продолжением системной работы Избирательной комиссии Ростовской области (далее также – ИКРО) в данной сфере.

Трансформация избирательных процессов, изменение предпочтений и методов восприятия информации электоральными группами, динамичное изменение способов коммуникации и передачи информации, а также интенсивно меняющаяся повестка участников политического процесса комплексно влияют на поведение и отношение граждан к избирательной системе в целом и к отдельным ее элементам, в частности.

В условиях возможных изменений, зачастую стремительных в краткосрочных периодах (например, изменения способов формирования органов местного самоуправления), избирателям сложно сориентироваться в данных процессах, тем более сформировать свою позицию и отношение на стадии обсуждения и принятия решения. Отсутствие известной и простой площадки для широкого обсуждения и обмена мнениями зачастую приводит к недопониманию и в результате к отрицательному отношению к участию в выборах.

Совокупность субъектов, участвующих в формировании повестки и определении векторов развития системы формирования органов власти и управления, определяется сложной иерархической системой, не позволяющей системе избирательных комиссий влиять на данные процессы в достаточной мере. Это приводит к необходимости расширения работы и переходу от формального информирования избирателей о способах своего волеизъявления и реализации избирательных прав к более системным методам, позволяющим в том числе осуществить детальный анализ мотивационных факторов и предпочтений избирателей, сегментирование и детализацию электоральных групп и применить дифференцированный подход к каждой из них.

Сложность работы по повышению правовой культуры избирателей и конечной ее цели – участию граждан в выборах как в качестве кандидатов, так и в качестве избирателей, складывается, в том числе и исходя из существующей общественно-политической повестки и принятия органами власти и управления решений, касающихся изменений наиболее чувствительного для граждан социального сектора.

Взаимодействие с избирателями в прямом контакте через систему территориальных и участковых избирательных комиссий, в том числе и в межвыборный период, позволяет в некоторой степени осуществлять мониторинг настроения и отношение к избирательному процессу в целом и к отдельным его участникам, в частности, а также степень готовности участия избирателей в выборах.

Для осуществления комплексной и всесторонней работы с избирателями необходимо опираться на предпочтения каждой электоральной группы в зависимости от возраста, образования, опыта работы, социального статуса, уровня доходов, семейного положения, политических предпочтений и других критериев. Но основополагающим фактором в данной работе должна выступать истинная мотивация избирателей, побуждающая к конкретным действиям и результатам. То есть реализация мер повышения правовой культуры избирателей должна способствовать получению гражданами простых и доступных ответов на вопросы о способах, необходимости и смысле участия в выборах как для них самих, так и для территории, на которой они проживают. При этом в равной степени важны представители всех возрастных групп – от впервые голосующих до избирателей пенсионного возраста.

В этих целях необходима систематизация данной работы с точки зрения использования наиболее эффективных методов, а также разработка и внедрение новых, в том числе интерактивных форм и технологий коммуникативного воздействия, направленных на повышение правовой культуры всех участников избирательного процесса.

В период реализации Комплекса мер предполагается проведение на территории Ростовской области ряда федеральных, региональных и муниципальных избирательных кампаний. Обеспечение законности и легитимности итогов выборов в части восприятия населением их результатов, формирование доверия электората к избирательным процедурам требуют совершенствования методов работы по наращиванию у жителей гражданской солидарности и ответственности за формирование органов власти, повестки их работы и получения своевременной и объективной информации о результатах деятельности.

Для решения данных задач на современном этапе развития региональной избирательной системы на качественно новом уровне необходимо:

системное развитие профессиональных компетенций организаторов выборов;

формирование и реализация новых подходов и трендов работы с избирателями и потенциальными избирателями;

стимулирование активной гражданской позиции и высокой электоральной активности избирателей, проживающих на территории Ростовской области;

повышение легитимности избирательного процесса в регионе;

формирование и укрепление положительной репутации и доверия избирательной системе в целом.

Также для повышения качества предметной работы с электоральными группами необходима выборочная детализация качественных и количественных характеристик избирателей и потенциальных избирателей Ростовской области (электорального поля), позволяющая:

применять в работе информацию об уровне общественно-политической жизни избирателей и потенциальных избирателей;

совершенствовать и реализовывать существующие технологии информационного воздействия на избирателей и потенциальных избирателей для повышения их электоральной активности и правовой культуры, в том числе в межвыборный период;

использовать мотивацию различных возрастных групп избирателей и потенциальных избирателей в возрасте до 18 лет для участия в избирательных кампаниях;

осуществлять мониторинг и корректировать состояние электорально-правовой культуры избирателей и потенциальных избирателей Ростовской области в межвыборный период;

учитывать особенности целевой аудитории для обеспечения наиболее эффективного применения к участникам избирательного процесса методов по формированию и развитию электорально-правовой культуры, каналов информационного воздействия.

Также в текущей работе системы избирательных комиссий необходимо использовать наиболее оптимальные механизмы взаимодействия с электоральными группами, осуществлять постоянный срез качества такой работы и периодически получать обратную связь от участников данного процесса. В результате целесообразно отслеживать в динамике и оперативно совершенствовать деятельность организаторов выборов как активного субъекта, формирующего основную повестку.

Кроме того, работа по повышению правовой культуры избирателей и обучению организаторов выборов должна осуществляться в векторе содействия совершенствованию и актуализации гражданских ценностных ориентиров, формирования ответственной гражданской позиции и общественной солидарности. При этом участниками данных процессов должны являться как избирательные комиссии, так и органы власти и местного самоуправления, социально-ориентированные некоммерческие организации, лидеры общественного мнения, публичные личности, осуществляющие широкую социальную активность.

 

1. Цели и задачи Комплекса мер

 

Основная цель реализации Комплекса мер – совершенствование и оптимизация взаимодействия участников избирательного процесса, результатом которого является максимальная востребованность, открытость, законность, легитимность избирательных процедур и повышение электоральной активности избирателей, доверия к институту выборов, формирование отношения к участию в выборах как неотъемлемой части жизни.

Достижение данной цели должно быть обеспечено за счет решения следующего комплекса задач:

квалифицированного организационного и научно-методического обеспечения деятельности системы избирательных комиссий и организаторов выборов (референдумов);

обеспечение функционирования системы непрерывного обучения и моделирования ситуаций (в том числе с использованием дистанционных и электронных форм) участников избирательного процесса;

внедрение эффективных форм информирования и разъяснительной работы с избирателями;

обеспечение участия органов власти и местного самоуправления, социально-ориентированных некоммерческих организаций, представителей средств массовой информации (далее – СМИ), лидеров общественного мнения, публичных личностей, осуществляющих широкую социальную активность в реализации совместных мероприятий, в том числе направленных на правовое просвещение всех участников избирательного процесса;

обеспечение непрерывного мониторинга, выявления и практического применения в деятельности системы избирательных комиссий эффективного опыта и практик работы участников избирательного процесса регионального, федерального и международного уровней;

совершенствование методов прозрачности и доступности информации о реализации всех избирательных процедур;

совершенствование системы работы с молодыми избирателями и потенциальными электоральными группами.

Перечень мероприятий Комплекса мер с указанием ответственных за их реализацию – Перечень мероприятий Комплекса мер по повышению правовой культуры избирателей (участников референдума) и обучению организаторов выборов и референдумов в Ростовской области на 2027 – 2031 годы (далее – Перечень мероприятий) приведен в приложении N 1 к настоящему Комплексу мер.

 

2. Основные направления решения задач Комплекса мер

 

2.1. Обеспечение квалифицированного организационного и научно-методического обеспечения деятельности системы избирательных комиссий и организаторов выборов (референдумов):

разработка, утверждение и реализация планов мероприятий по реализации Комплекса мер;

совершенствование и внедрение наиболее эффективных и современных подходов в системе обучения организаторов выборов (референдумов) на 2027 – 2031 год;

осуществление исследовательских работ, направленных на оптимизацию и совершенствование избирательного процесса и отношений, в том числе проведение социологических исследований по вопросам эффективности деятельности системы избирательных комиссий, совершенствования профессиональной подготовки организаторов выборов (референдумов), реализации технологий правового просвещения различных электоральных групп и другим;

разработка типовых решений и методических рекомендаций по вопросам практической деятельности территориальных и участковых избирательных комиссий, в том числе принятия и реализации планов мероприятий по организации обучения организаторов выборов (референдумов), повышению правовой культуры избирателей (участников референдума), организации информационно-просветительской деятельности и другим направлениям.

2.2. Обеспечение функционирования системы непрерывного обучения и процесса моделирования ситуаций (в том числе с использованием дистанционных и электронных форм) участников избирательного процесса:

внедрение в образовательный процесс организаторов выборов (референдумов), их резерва и иных участников избирательного процесса различных форм (очная, дистанционная, смешанная) и форматов обучения (повышение квалификации, профессиональная переподготовка, семинар, форум, круглый стол, конференция, конкурс и прочее) с привлечением ведущих образовательных организаций и организаций, осуществляющих образовательную деятельность, обладающих современными технологиями, квалифицированным кадровым составом и организационными ресурсами;

разработка актуальных учебно-методических комплексов, в том числе с технологиями электронного и дистанционного обучения, для организаторов выборов (референдумов), их резерва и иных участников избирательного процесса;

разработка и актуализация универсальной электронной интернет-платформы обучения организаторов выборов (референдумов), их резерва и иных участников избирательного процесса;

обеспечение дистанционной доступности к образовательным и учебно-методическим материалам организаторов выборов (референдумов) в режиме онлайн;

формирование непрерывной системы отбора, подготовки и оценки потенциала кадрового состава и резерва системы избирательных комиссий;

обеспечение учебного процесса необходимыми условиями и технологиями, реализация образовательных методик, позволяющих раскрыть мотивацию организаторов выборов (референдумов) и сформировать ответственное отношение к деятельности в единой профессиональной общности;

внедрение системы проверки уровня квалификации организаторов выборов (референдумов), формирование соответствующих методик с учетом лучших управленческих практик;

разработка и распространение компьютерных, настольных и иных обучающих игр по избирательному праву и избирательному процессу для организаторов выборов (референдумов) и иных участников избирательного процесса;

формирование системы личных кабинетов организаторов выборов (референдумов), позволяющей обеспечить простоту коммуникации, донесения информации, использования учебно-методических материалов и формирования личностных траекторий профессионального развития.

2.3. Внедрение эффективных форм информирования и работы с избирателями, обеспечение информационно-разъяснительной деятельности:

обеспечение функционирования на территории Ростовской области единой информационной среды, позволяющей обеспечить донесение необходимой информации до всех электоральных групп с учетом их предпочтений и мотивационных факторов;

формирование экспертных колонок по вопросам избирательного процесса в ведущих средствах массовой информации, осуществляющих деятельность на территории области;

системное распространение информации о различных аспектах избирательного процесса посредством социальных сетей, формирование значительной аудитории постоянных подписчиков, изготовление тематических аудиороликов, видеороликов, размещение и продюсирование на тематическом канале видеохостинговой площадки;

выпуск подкастов, теле- и радиопередач с участием представителей избирательных комиссий, политических партий и институтов гражданского общества, адресованных избирателям, разъясняющих избирательное законодательство, социальную и общественную значимость института выборов;

совершенствование работы системы «горячих линий» для установления обратной связи с избирателями в период подготовки и проведения избирательных кампаний;

использование современных телекоммуникационных способов для информирования избирателей о ходе избирательных кампаний и результатах голосования;

модернизация модерируемых ИКРО сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;

обеспечение издания и распространения печатных материалов (изданий, пособий, буклетов, памяток, плакатов и другого), в том числе печатных материалов, раскрывающих детали избирательного процесса и вызывающих интерес к изучению всеми электоральными группами, учебно-методических, информационных материалов для организаторов выборов (референдумов);

создание и размещение информационно-разъяснительных, просветительских, рекламных материалов в средствах массовой информации, на объектах наружной рекламы, в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», в местах массового скопления избирателей и иных каналах распространения информации;

создание и размещение тематических выставок.

2.4. Обеспечение участия органов власти и местного самоуправления, социально ориентированных некоммерческих организаций, представителей СМИ, лидеров общественного мнения, публичных личностей, осуществляющих широкую социальную активность в реализации совместных мероприятий, в том числе направленных на правовое просвещение всех участников избирательного процесса:

подготовка и проведение совместных мероприятий в области повышения правовой культуры и электоральной активности;

организация и проведение семинаров, совещаний и рабочих встреч с представителями органов власти, местного самоуправления, политических партий, общественных объединений и организаций, религиозных конфессий, национально-культурных общественных организаций, с кандидатами, доверенными лицами кандидатов и политических партий, наблюдателями по вопросам избирательного права и избирательного процесса;

организация обучающих семинаров для представителей СМИ – журналистов, теле- и радиоведущих и блогеров, занимающихся освещением политической жизни и выборов в Ростовской области, для их оперативного информирования, представления необходимой информации о ходе кампании и специфических аспектах ее организации и проведения;

организация и проведение циклов лекций и других интерактивных форм правового просвещения (ток-встреч, круглых столов, дискуссий, турниров, викторин, дебатов и прочего) различным целевым аудиториям участникам избирательного процесса, в том числе с целью разъяснения законодательства о выборах, процедур голосования на выборах в органы государственной власти и органы местного самоуправления.

2.5. Обеспечение непрерывного мониторинга, выявления и практического применения в деятельности системы избирательных комиссий эффективного опыта и практик работы участников избирательного процесса:

участие в конференциях, конгрессах, семинарах и других мероприятиях по проблемам избирательного права и законодательства о референдумах, а также направленных на повышение правовой и электоральной культуры;

проведение конференций (форумов) по актуальным вопросам избирательного процесса.

2.6. Совершенствование методов прозрачности и доступности информации о реализации всех избирательных процедур:

обеспечение взаимодействия избирательных комиссий (комиссий референдума) с региональными и муниципальными СМИ по вопросам общественного контроля за соблюдением законности хода избирательных процедур;

качественная проработка критических замечаний в СМИ и социальных сетях по вопросам организации и проведения выборов, подготовка своевременной и детальной информации и ответов;

обеспечение информационного взаимодействия избирательных комиссий (комиссий референдума) с избирателями, политическими партиями, кандидатами, представителями субъектов общественного контроля и институтов гражданского общества (общественными деятелями и представителями правозащитных организаций) по вопросам организации и проведения выборов (референдумов), в том числе по вопросам общественного контроля соблюдения легитимности избирательного процесса (проведения референдумов).

2.7. Совершенствование системы работы с различными категориями избирателей, в том числе с молодыми и будущими избирателями:

внедрение неформальных методов и алгоритмов взаимодействия с избирателями, формирование у них позитивного отношения к институту выборов;

организация и проведение конкурсных мероприятий, промоакций и иных мероприятий, направленных на просвещение и повышение правовой культуры;

организация и проведение массовых мероприятий, посвященных избирательной проблематике, развитию общественно-политической активности избирателей;

проведение мероприятий по повышению правовой культуры молодых и будущих избирателей в рамках дня молодого избирателя;

взаимодействие ИКРО с образовательными организациями и иными учреждениями по проведению конкурсных и иных мероприятий;

организация и проведение учебной практики студентов в избирательных комиссиях Ростовской области;

методическая и организационная поддержка выборов органов молодежного самоуправления;

взаимодействие с государственными органами, органами местного самоуправления, общественными и молодежными организациями по вопросам организации правового обучения и повышения правовой культуры молодежи;

проведение конкурсных мероприятий по вопросам избирательного процесса и электоральной тематики.

 

3. Механизмы и формы реализации Комплекса мер

 

Реализацию Комплекса мер осуществляют избирательные комиссии Ростовской области всех уровней, при этом общее руководство, координация и контроль за выполнением мероприятий возлагается на ИКРО.

Соисполнителями Комплекса мер по отдельным направлениям являются органы государственной власти и местного самоуправления, общественные организации и объединения, социально-ориентированные некоммерческие организации, сфера деятельности которых находит отражение в реализации указанных мероприятий.

Информационная поддержка реализации Комплекса мер осуществляется всеми заинтересованными средствами массовой информации, исходя из принципов донесения до граждан социально значимой информации, затрагивающей наиболее значимые сферы общественной жизни.

Реализация Комплекса мер осуществляется путем реализации мероприятий, указанных в Перечне мероприятий Комплекса мер по повышению правовой культуры избирателей (участников референдума) и обучению организаторов выборов и референдумов в Ростовской области на 2027 – 2031 годы, приведенного в приложении N 1 к настоящему Комплексу мер и планах мероприятий по реализации Комплекса мер, ежегодно утверждаемых постановлениями ИКРО. В планы мероприятий по реализации Комплекса мер могут быть внесены необходимые изменения и дополнения, утверждаемые соответствующими постановлениями.

В целях исполнения Комплекса мер ИКРО может привлекать по гражданско-правовым договорам специалистов необходимого уровня профильной квалификации в рамках финансирования, предусмотренного Комплексом мер.

 

4. Финансовое обеспечение Комплекса мер

 

Финансирование расходов, связанных с реализацией Комплекса мер, производится за счет средств, предусмотренных в областном бюджете на соответствующий финансовый год на повышение правовой культуры избирателей и обучение организаторов выборов.

Объем средств областного бюджета, необходимый для финансирования Комплекса мер, составляет 274 628,5 тыс. рублей, в том числе по годам:

в 2027 году – 54 925,7 тыс. рублей;

в 2028 году – 54 925,7 тыс. рублей;

в 2029 году – 54 925,7 тыс. рублей;

в 2030 году – 54 925,7 тыс. рублей;

в 2031 году – 54 925,7 тыс. рублей.

Финансирование территориальных планов по повышению профессиональной подготовки организаторов выборов и правовому просвещению избирателей может осуществляться за счет средств местных бюджетов.

Отдельные мероприятия в соответствии с решениями ИКРО могут финансироваться или софинансироваться из средств областного бюджета, выделяемых на реализацию настоящего Комплекса мер.

С учетом выделяемых на реализацию Комплекса мер финансовых средств ежегодно в установленном порядке на заседании ИКРО уточняется и утверждается План мероприятий по реализации Комплекса мер, затраты по мероприятиям, состав исполнителей.

 

5. Оценка выполнения Комплекса мер

 

Оценка эффективности выполнения Комплекса мер осуществляется в соответствии со сведениями о показателях (индикаторах) Комплекса мер по повышению правовой культуры избирателей (участников референдума) и обучению организаторов выборов и референдумов в Ростовской области на 2027 – 2031 годы, приведенными в приложении N 2 к настоящему Комплексу мер. На основании показателей и индикаторов, а также исходя из принципов последовательности оценки и учета внешних факторов, осуществляется расчет эффективности реализации Комплекса мер по методике расчета показателей (индикаторов) Комплекса мер по повышению правовой культуры избирателей (участников референдума) и обучению организаторов выборов и референдумов в Ростовской области на 2027 – 2031 годы, приведенной в приложении N 3 к настоящему Комплексу мер.

 

 

Начальник управления

документационного обеспечения

Правительства Ростовской области

 

 

В.В. Лозин

 

 

 


Приложение N 1

к Комплексу мер по повышению

правовой культуры избирателей

(участников референдума)

и обучению организаторов выборов

и референдумов в Ростовской

области на 2027 – 2031 годы

 

 

ПЕРЕЧЕНЬ МЕРОПРИЯТИЙ

Комплекса мер по повышению правовой культуры избирателей (участников референдума)

и обучению организаторов выборов и референдумов в Ростовской области на 2027 – 2031 годы

 

 

N

п/п

Наименование мероприятия

Исполнитель

Ожидаемый результат

1

2

3

4

1. Обеспечение квалифицированного организационного и научно-методического

обеспечения деятельности системы избирательных комиссий и организаторов выборов (референдумов)

1.1.

Разработка, утверждение и реализация планов мероприятий по реализации Комплекса мер

ИКРО*, территориальные избирательные комиссии Ростовской области*

формирование системы планирования, координации и контроля исполнения мероприятий

1.2.

Совершенствование и внедрение наиболее эффективных и современных подходов в системе обучения организаторов выборов (референдумов) на 2027 – 2031 год

ИКРО*, образовательные организации высшего образования*

применение современных методов в образовательном процессе, позволяющих повысить качество и усвояемость учебно-практического материала

1.3.

Осуществление исследовательских работ, направленных на оптимизацию и совершенствование избирательного процесса и отношений, в том числе проведение социологических исследований по вопросам эффективности деятельности системы избирательных комиссий, совершенствования профессиональной подготовки организаторов выборов (референдумов), реализации технологий правового просвещения различных электоральных групп и другим

ИКРО*, образовательные организации высшего образования, профильные организации*

поиск инновационных решений и тенденций в ключевых направлениях деятельности, формирование новых треков, мониторинг результатов, получение обратной связи, корректировка плановой и текущей работы

1.4.

Разработка типовых решений и методических рекомендаций по вопросам практической деятельности территориальных и участковых избирательных комиссий, в том числе принятия и реализации планов мероприятий по организации обучения организаторов выборов (референдумов), повышению правовой культуры избирателей (участников референдума), организации информационно-просветительской деятельности и другим направлениям

ИКРО*

оптимизация и унификация деятельности территориальных и участковых избирательных комиссий, сокращение сроков подготовки документов и принятия управленческих решений, повышение качества деятельности

2. Обеспечение функционирования системы непрерывного обучения и процесса моделирования ситуаций

(в том числе с использованием дистанционных и электронных форм) участников избирательного процесса

2.1.

Внедрение в образовательный процесс организаторов выборов (референдумов), их резерва и иных участников избирательного процесса различных форм (очная, дистанционная, смешанная) и форматов обучения (повышение квалификации, профессиональная переподготовка, семинар, форум, круглый стол, конференция, конкурс и прочее) с привлечением ведущих образовательных организаций и организаций, осуществляющих образовательную деятельность, обладающих современными технологиями, квалифицированным кадровым составом и организационными ресурсами

ИКРО*, образовательные организации высшего образования*, профильные организации*

приобретение новых

и совершенствование имеющихся компетенций, повышение профессионального уровня организаторов выборов (референдумов), их резерва и иных участников избирательного процесса, повышение эффективности личностно-профессиональных ресурсов

2.2.

Разработка актуальных учебно-методических комплексов, в том числе с технологиями электронного и дистанционного обучения, для организаторов выборов (референдумов), их резерва и иных участников избирательного процесса

ИКРО*, образовательные организации высшего образования*

применение в образовательном процессе работников избирательных комиссий, иных участников избирательного процесса качественных учебно-методических материалов, разработанных экспертами-практиками

2.3.

Разработка и актуализация универсальной электронной интернет-платформы обучения организаторов выборов (референдумов), их резерва и иных участников избирательного процесса

ИКРО*, образовательные организации высшего образования*, профильные организации*

внедрение в образовательный процесс современных технологий, расширение образовательного материала, сокращение сроков обучения

2.4.

Обеспечение дистанционной доступности к образовательным и учебно-методическим материалам организаторов выборов (референдумов) в режиме онлайн

ИКРО*, территориальные избирательные комиссии Ростовской области*

возможность постоянного применения учебно-методического материала в деятельности организаторов выборов (референдумов)

2.5.

Формирование непрерывной системы отбора, подготовки и оценки потенциала кадрового состава и резерва системы избирательных комиссий

ИКРО*, образовательные организации высшего образования, профильные организации*

обеспечение наличия качественного кадрового резерва, позволяющего оперативно привлекать подготовленных специалистов к деятельности избирательных комиссий

2.6.

Обеспечение учебного процесса необходимыми условиями и технологиями, реализация образовательных методик, позволяющих раскрыть мотивацию организаторов выборов (референдумов) и сформировать ответственное отношение к деятельности в единой профессиональной общности

ИКРО*

повышение эффективности работы организаторов выборов (референдумов), повышение уровня самореализации и удовлетворенности от деятельности

2.7.

Внедрение системы проверки уровня квалификации организаторов выборов (референдумов), формирование соответствующих методик с учетом лучших управленческих практик

ИКРО*, образовательные организации высшего образования*, профильные организации*

оптимизация проверки и контроля знаний без отрыва от рабочих мест, сокращение сроков оценочных действий

2.8.

Разработка и распространение компьютерных, настольных и иных обучающих игр по избирательному праву и избирательному процессу для организаторов выборов (референдумов) и иных участников избирательного процесса

ИКРО*, профильные организации*

обеспечение получения элементов практического опыта в моделируемых ситуациях

2.9.

Формирование системы личных кабинетов организаторов выборов (референдумов), позволяющей обеспечить простоту коммуникации, донесения информации, использования учебно-методических материалов и формирования личностных траекторий профессионального развития

ИКРО*, территориальные избирательные комиссии Ростовской области*, профильные организации*

внедрение принципов индивидуального подхода в профессиональном развитии, устранение бюрократических границ в деловом общении и коммуникациях

3. Внедрение эффективных форм информирования и работы с избирателями,

обеспечение информационно-разъяснительной деятельности

3.1.

Обеспечение функционирования на территории Ростовской области единой информационной среды, позволяющей обеспечить донесение необходимой информации до всех электоральных групп с учетом их предпочтений и мотивационных факторов

ИКРО*, территориальные избирательные комиссии Ростовской области*

распространение необходимой информации с максимальной точностью и эффектом, прогнозирование и достижение ожидаемых результатов

3.2.

Формирование экспертных колонок по вопросам избирательного процесса в ведущих средствах массовой информации, осуществляющих деятельность на территории Ростовской области

ИКРО*, территориальные избирательные комиссии Ростовской области*, СМИ*

внедрение точек донесения расширенной информации до аудитории, имеющей экспертное мнение по вопросам избирательного процесса

3.3.

Системное распространение информации о различных аспектах избирательного процесса посредством социальных сетей, формирование значительной аудитории постоянных подписчиков, изготовление тематических аудиороликов, видеороликов, размещение и продюсирование на тематическом канале видеохостинговой площадки

ИКРО*, профильные организации*

расширение аудитории распространения информационно-разъяснительных материалов

3.4.

Выпуск подкастов, теле- и радиопередач с участием представителей избирательных комиссий, политических партий и институтов гражданского общества, адресованных избирателям, разъясняющих избирательное законодательство, социальную и общественную значимость института выборов

ИКРО*, территориальные избирательные комиссии Ростовской области*, СМИ*

обеспечение постоянного присутствия представителей системы избирательных комиссий в информационном пространстве

3.5.

Совершенствование работы системы «горячих линий» для установления обратной связи с избирателями в период подготовки и проведения избирательных кампаний

ИКРО*, территориальные избирательные комиссии Ростовской области*

обеспечение возможности беспрепятственного донесения информации от избирателей и иных заинтересованных лиц, оперативное реагирование и решение проблемных вопросов

3.6.

Использование современных телекоммуникационных способов для информирования избирателей о ходе избирательных кампаний и результатах голосования

ИКРО*, территориальные избирательные комиссии Ростовской области*

точечное донесение информации до каждого избирателя, в том числе с возможностью получения обратной связи

3.7.

Модернизация модерируемых ИКРО сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»

ИКРО*

обеспечение структурного подхода и простоты размещения информационных материалов

3.8.

Обеспечение издания и распространения печатных материалов (изданий, пособий, буклетов, памяток, плакатов и другое), в том числе печатных материалов, раскрывающих детали избирательного процесса и вызывающих интерес к изучению всеми электоральными группами, учебно-методических, информационных материалов для организаторов выборов (референдумов)

ИКРО*, территориальные избирательные комиссии Ростовской области*

распространение более детальной и интересной информации об избирательном процессе и деятельности системы избирательных комиссий

3.9.

Создание и размещение информационно-разъяснительных, просветительских, рекламных материалов в средствах массовой информации, на объектах наружной рекламы, в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», в местах массового скопления избирателей и иных каналах распространения информации

ИКРО*, территориальные избирательные комиссии Ростовской области*

повышение охвата избирателей и потенциальных избирателей в части донесения необходимой информации

3.10.

Создание и размещение тематических выставок

ИКРО*, территориальные избирательные комиссии Ростовской области*

повышение охвата избирателей и потенциальных избирателей в части донесения необходимой информации

4. Обеспечение участия органов власти и местного самоуправления,

социально ориентированных некоммерческих организаций, представителей СМИ, лидеров общественного

мнения, публичных личностей, осуществляющих широкую социальную активность в реализации совместных мероприятий, в том числе направленных на правовое просвещение всех участников избирательного процесса

4.1.

Подготовка и проведение совместных мероприятий в области повышения правовой культуры и электоральной активности

ИКРО*, территориальные избирательные комиссии Ростовской области*

формирование и поддержка присутствия повестки избирательного процесса в деятельности соответствующих органов

4.2.

Организация и проведение семинаров, совещаний и рабочих встреч с представителями органов власти, местного самоуправления, политических партий, общественных объединений и организаций, религиозных конфессий, национально-культурных общественных организаций, кандидатами, доверенными лицами кандидатов и политических партий, наблюдателями по вопросам избирательного права и избирательного процесса

ИКРО*, территориальные избирательные комиссии Ростовской области*

обеспечение повышения легитимации результатов выборов органов власти и местного самоуправления, получение обратной связи от участников избирательного процесса, обсуждение проблемных вопросов, снятие напряженности

4.3.

Организация обучающих семинаров для представителей СМИ – журналистов, теле- и радиоведущих и блогеров, занимающихся освещением политической жизни и выборов в Ростовской области, для их оперативного информирования, представления необходимой информации о ходе кампании и специфических аспектах ее организации и проведения

ИКРО*

формирование позитивного мнения об избирательной системе в целом, выработка методов и технологий донесения информации до широкой аудитории

4.4.

Организация и проведение циклов лекций и других интерактивных форм правового просвещения (ток-встреч, круглых столов, дискуссий, турниров, викторин, дебатов и прочего) различным целевым аудиториям участникам избирательного процесса, в том числе с целью разъяснения законодательства о выборах, процедур голосования на выборах в органы государственной власти и органы местного самоуправления

ИКРО*, территориальные избирательные комиссии Ростовской области*

повышение правовой грамотности различных категорий участников избирательного процесса

5. Обеспечение непрерывного мониторинга, выявления и практического применения в деятельности

системы избирательных комиссий эффективного опыта и практик работы участников избирательного процесса

5.1.

Участие в конференциях, конгрессах, семинарах и других мероприятиях по проблемам избирательного права и законодательства о референдумах, а также направленных на повышение правовой и электоральной культуры

ИКРО*, территориальные избирательные комиссии Ростовской области*

применение опыта реализации лучших практик в деятельности избирательных комиссий

5.2.

Проведение конференций (форумов) по актуальным вопросам избирательного процесса

ИКРО*

формирование постоянной площадки модерации инновационных идей и подходов по актуальным вопросам избирательного процесса

6. Совершенствование методов прозрачности

и доступности информации о реализации всех избирательных процедур

6.1.

Обеспечение взаимодействия избирательных комиссий (комиссий референдума) с избирателями, региональными и муниципальными средствами массовой информации по вопросам общественного контроля за соблюдением законности хода избирательных процедур

ИКРО*, территориальные избирательные комиссии Ростовской области*

повышение доверия к деятельности системы избирательных комиссий

6.2.

Качественная проработка критических замечаний в СМИ и социальных сетях по вопросам организации и проведения выборов, подготовка своевременной и детальной информации и ответов

ИКРО*, территориальные избирательные комиссии Ростовской области*

снижение уровня неудовлетворенности избирателей количеством информации, повышение лояльности избирателей

6.3.

Обеспечение информационного взаимодействия избирательных комиссий (комиссий референдума) с избирателями, политическими партиями, кандидатами, представителями субъектов общественного контроля и институтов гражданского общества (общественными деятелями и представителями правозащитных организаций) по вопросам организации и проведения выборов (референдумов), в том числе по вопросам общественного контроля соблюдения легитимности избирательного процесса (проведения референдумов)

ИКРО*, территориальные избирательные комиссии Ростовской области*

стимулирование к отрытому диалогу, повышение доверия к деятельности системы избирательных комиссий

7. Совершенствование системы работы с различными

категориями избирателей, в том числе с молодыми и будущими избирателями

7.1.

Внедрение неформальных методов и алгоритмов взаимодействия с избирателями, формирование у них позитивного отношения к институту выборов

ИКРО*, территориальные избирательные комиссии Ростовской области*

формирование общей правовой и электоральной культуры избирателей

7.2.

Организация и проведение конкурсных мероприятий, промоакций и иных мероприятий, направленных на просвещение и повышение правовой культуры

ИКРО*, территориальные избирательные комиссии Ростовской области*

повышение численности целевой аудитории за счет актуальных форм взаимодействия

7.3.

Организация и проведение массовых мероприятий, посвященных избирательной проблематике, развитию общественно-политической активности избирателей

ИКРО*, территориальные избирательные комиссии Ростовской области*

повышение численности целевой аудитории за счет актуальных форм взаимодействия

7.4.

Проведение мероприятий по повышению правовой культуры молодых и будущих избирателей в рамках дня молодого избирателя

ИКРО*, территориальные избирательные комиссии Ростовской области*

формирование общей правовой и электоральной культуры молодых и будущих избирателей

7.5.

Взаимодействие ИКРО с образовательными организациями и иными учреждениями по проведению конкурсных и иных мероприятий

ИКРО*, территориальные избирательные комиссии Ростовской области*

повышение качества и эффективности преподавания избирательного права и избирательного процесса в образовательных организациях

7.6.

Организация и проведение учебной практики студентов в избирательных комиссиях Ростовской области

ИКРО*, территориальные избирательные комиссии Ростовской области*

формирование резерва системы избирательных комиссий из числа молодых специалистов

7.7.

Методическая и организационная поддержка выборов органов молодежного самоуправления

ИКРО*

повышение правовой и политической грамотности молодежи, принимающей участие в подготовке и проведении выборов, деятельности органов молодежного самоуправления

7.8.

Взаимодействие с государственными органами, органами местного самоуправления, общественными и молодежными организациями по вопросам организации правового обучения и повышения правовой культуры молодежи

ИКРО*, территориальные избирательные комиссии Ростовской области*

обеспечение эффективной деятельности структур гражданского общества в сфере повышения правовой культуры молодежи

7.9.

Проведение конкурсных мероприятий по вопросам избирательного процесса и электоральной тематики

ИКРО*

повышение интереса и доверия молодежи к институту выборов и референдумов, формирование интеллектуального потенциала среди молодежи

 

Примечание.

Список используемых сокращений:

ИКРО – Избирательная комиссия Ростовской области;

Комплекс мер – Комплекс мер по повышению правовой культуры избирателей (участников референдума) и обучению организаторов выборов и референдумов в Ростовской области на 2027 – 2031 годы;

СМИ – средство массовой информации.

*Участвуют по согласованию.

 

 


Приложение N 2

к Комплексу мер по повышению

правовой культуры избирателей

(участников референдума)

и обучению организаторов выборов

и референдумов в Ростовской

области на 2027 – 2031 годы

 

 

Сведения

о показателях (индикаторах) Комплекса мер по повышению

правовой культуры избирателей (участников референдума) и обучению

организаторов выборов и референдумов в Ростовской области на 2027 – 2031 годы

 

 

N

п/п

 

Показатель (индикатор) (наименование)

Единица измерения

Значения показателей

2027

год

2028

год

2029

год

2030

год

2031

год

1

2

3

4

5

6

7

8

1.

Интегральный уровень реализации планов мероприятий по реализации Комплекса мер

процентов

100

100

100

100

100

2.

Уровень доверия избирателей к избирательному процессу и результатам выборов

процентов от числа опрошенных

64

65

66

67

68

3.

Уровень транспарентности избирательного процесса

процентов от числа опрошенных

69

70

71

72

73

4.

Уровень базовой профессиональной компетентности организаторов выборов (референдумов)

процентов

100

100

100

100

100

5.

Уровень расширенной профессиональной компетентности организаторов выборов (референдумов)

процентов

20

30

40

50

60

6.

Интегральный охват (доля) граждан, проинформированных о предстоящих выборах

процентов

от численности населения

Ростовской области

70

70

70

70

70

7.

Индекс электорального развития

процентов

от числа опрошенных

51

52

53

54

55

 

Используемое сокращение:

Комплекс мер – Комплекс мер по повышению правовой культуры избирателей (участников референдума) и обучению организаторов выборов и референдумов в Ростовской области на 2027 – 2031 годы.

 

 

 


Приложение N 3

к Комплексу мер по повышению правовой

культуры избирателей (участников референдума)

и обучению организаторов выборов и референдумов

в Ростовской области на 2027 – 2031 годы

 

 

МЕТОДИКА

расчета показателей (индикаторов) Комплекса мер

по повышению правовой культуры избирателей (участников референдума)

и обучению организаторов выборов и референдумов в Ростовской области

на 2027 – 2031 годы

 

 

N

п/п

Наименование

показателя

Единица измерения

Методика расчета

показателя (формула)

и методологические пояснения к показателю

Базовые показатели,

используемые в формуле

1

2

3

4

5

1.

Интегральный уровень реализации планов мероприятий по реализации Комплекса мер

процентов

 

Постановление Правительства Ростовской области от 22.10.2024 N 737 "О Комплексе мер по повышению правовой культуры избирателей (участников референдума) и обучению организаторов выборов и референдумов в Ростовской области на 2027 – 2031 годы"

Иум – интегральный уровень реализации планов мероприятий по реализации Комплекса мер;

М – реализованное мероприятие плана мероприятий по реализации Комплекса мер;

n – количество запланированных мероприятий плана мероприятий по реализации Комплекса мер

2.

Уровень доверия избирателей к избирательному процессу и результатам выборов

процентов от числа опрошенных

 

Постановление Правительства Ростовской области от 22.10.2024 N 737 "О Комплексе мер по повышению правовой культуры избирателей (участников референдума) и обучению организаторов выборов и референдумов в Ростовской области на 2027 – 2031 годы"

Уд – уровень доверия избирателей к избирательному процессу и результатам выборов;

У1 – численность избирателей, доверяющих избирательному процессу и результатам выборов;

У2 – численность опрошенных избирателей

3.

Уровень транспарентности избирательного процесса

процентов от числа опрошенных

 

Постановление Правительства Ростовской области от 22.10.2024 N 737 "О Комплексе мер по повышению правовой культуры избирателей (участников референдума) и обучению организаторов выборов и референдумов в Ростовской области на 2027 – 2031 годы"

Ут – уровень транспарентности избирательного процесса;

Уо – уровень открытости информации;

Уд – уровень доступности информации;

Уп – уровень прозрачности информации

4.

Уровень базовой профессиональной компетентности организаторов выборов (референдумов)

процентов

 

Постановление Правительства Ростовской области от 22.10.2024 N 737 "О Комплексе мер по повышению правовой культуры избирателей (участников референдума) и обучению организаторов выборов и референдумов в Ростовской области на 2027 – 2031 годы"

Убп – уровень базовой профессиональной компетентности организаторов выборов (референдумов);

У1 – численность организаторов выборов (референдумов), имеющих базовый уровень компетентности;

У2 – численность организаторов выборов (референдумов)

5.

Уровень расширенной профессиональной компетентности организаторов выборов (референдумов)

процентов

 

Постановление Правительства Ростовской области от 22.10.2024 N 737 "О Комплексе мер по повышению правовой культуры избирателей (участников референдума) и обучению организаторов выборов и референдумов в Ростовской области на 2027 – 2031 годы"

Урп – уровень расширенной профессиональной компетентности организаторов выборов (референдумов);

Упп – численность организаторов выборов (референдумов), получивших углубленные прикладные компетенции в предыдущие периоды;

Уоп – численность организаторов выборов (референдумов), получивших углубленные прикладные компетенции в отчетном периоде;

n – общая численность организаторов выборов (референдумов)

6.

Интегральный охват (доля) граждан, проинформированных о предстоящих выборах

процентов от численности населения Ростовской области

 

Постановление Правительства Ростовской области от 22.10.2024 N 737 "О Комплексе мер по повышению правовой культуры избирателей (участников референдума) и обучению организаторов выборов и референдумов в Ростовской области на 2027 – 2031 годы"

Ио – интегральный охват (доля) граждан, проинформированных о предстоящих выборах;

Чи1 – численность жителей Ростовской области, получивших информационное сообщение по каналу коммуникации;

Чн – численность населения Ростовской области

7.

Индекс электорального развития

процентов

от числа опрошенных

 

Постановление Правительства Ростовской области от 22.10.2024 N 737 "О Комплексе мер по повышению правовой культуры избирателей (участников референдума) и обучению организаторов выборов и референдумов в Ростовской области на 2027 – 2031 годы"

Иэр – индекс электорального развития;

Ч1 – численность молодых избирателей

(до 35 лет включительно), принявших участие

в выборах, среди опрошенных молодых избирателей

(до 35 лет включительно);

Ч2 – численность опрошенных молодых избирателей (до 35 лет включительно)

 

Постановление Правительства Ростовской области "О Комплексе мер по повышению правовой культуры избирателей (участников референдума) и обучению организаторов выборов и референдумов в Ростовской области на 2027 – 2031 годы" от 22.10.2024 N 737