Правовые акты Ростовской области
ПРАВОВЫЕ АКТЫ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Сборник законов и других нормативно-правовых документов
Бесплатная консультация юриста. Горячая линия: 8 (800) 302-68-51
Реклама jurik.ru

Постановление Правительства Ростовской области от 17.02.2025 N 109 "О внесении изменения в постановление Правительства Ростовской области от 29.08.2022 N 724"

 

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 

от 17.02.2025 N 109

 

г. Ростов-на-Дону

 

 

О внесении изменения

в постановление Правительства

Ростовской области от 29.08.2022 N 724

 

 

В соответствии с постановлением Правительства Ростовской области от 25.12.2015 N 183 «Об утверждении Правил разработки и утверждения бюджетного прогноза Ростовской области на долгосрочный период» Правительство Ростовской области  постановляет:

 

1. Внести в постановление Правительства Ростовской области от 29.08.2022 N 724 «Об утверждении бюджетного прогноза Ростовской области на период 2023 – 2036 годов» изменение, изложив приложение к нему в редакции согласно приложению к настоящему постановлению.

2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.

3. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора Ростовской области – министра финансов Федотову Л.В.

 

 

Временно исполняющий обязанности

Губернатора Ростовской области

 

Ю.Б. Слюсарь

 

 

Постановление вносит

министерство финансов

Ростовской области

 

 

 


Приложение

к постановлению

Правительства

Ростовской области

от 17.02.2025 N 109

 

 

БЮДЖЕТНЫЙ ПРОГНОЗ

Ростовской области на период 2023 – 2036 годов

 

 

1. Общие положения

 

Необходимость разработки документов долгосрочного бюджетного планирования была обозначена в Бюджетном послании Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2014 – 2016 годах.

В целях реализации долгосрочного планирования принят Федеральный закон от 28.06.2014 N 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации», внесены изменения в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части дополнения статьей 1701 «Долгосрочное бюджетное планирование».

На региональном уровне принят Областной закон от 20.10.2015 N 416-ЗС «О стратегическом планировании в Ростовской области». Областной закон от 03.08.2007 N 743-ЗС «О бюджетном процессе в Ростовской области» дополнен статьей 191 «Долгосрочное бюджетное планирование».

Правила разработки и утверждения бюджетного прогноза Ростовской области на долгосрочный период утверждены постановлением Правительства Ростовской области от 25.12.2015 N 183 «Об утверждении Правил разработки и утверждения бюджетного прогноза Ростовской области на долгосрочный период».

В соответствии с пунктом 3 статьи 1701 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетный прогноз Ростовской области на период 2023 – 2036 годов (далее – бюджетный прогноз) разработан на основе долгосрочного прогноза социально-экономического развития Ростовской области на период до 2036 года, утвержденного распоряжением Правительства Ростовской области от 26.09.2019 N 635 «О долгосрочном прогнозе социально-экономического развития Ростовской области на период до 2036 года» (далее – долгосрочный прогноз социально-экономического развития Ростовской области).

Бюджетный прогноз содержит информацию об основных параметрах второго варианта долгосрочного прогноза социально-экономического развития Ростовской области, определенного в качестве базового для целей долгосрочного бюджетного планирования, прогноз основных характеристик консолидированного бюджета Ростовской области и областного бюджета, а также основные подходы к формированию бюджетной политики в указанном периоде. Параметры финансового обеспечения государственных программ Ростовской области на период их действия соответствуют параметрам государственных программ Ростовской области, установленным областным законом о бюджете на очередной финансовый год и плановый период.

Также, начиная с 2025 года, в соответствии с изменениями, внесенными в Бюджетный кодекс Российской Федерации, в состав Бюджетного прогноза Ростовской области включены показатели финансового обеспечения национальных проектов на период их действия и показатели верхнего предела объема государственного долга с учетом обязательств по концессионным соглашениям, соглашениям о государственно-частном партнерстве, а также по уплате лизинговых платежей. Обязательства по концессионным соглашениям, соглашениям о государственно-частном партнерстве, а также по уплате лизинговых платежей рассчитываются с учетом обязательств, возникших с 1 января 2025 г.

На период 2023 – 2036 годов показатели консолидированного бюджета Ростовской области и областного бюджета по доходам сформированы на основе прогноза поступлений налоговых и неналоговых доходов от главных администраторов доходов областного бюджета и муниципальных образований в Ростовской области, а также прогноза безвозмездных поступлений. Ежегодно средний темп роста доходов консолидированного бюджета Ростовской области прогнозно составит 5,7 процента, налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета Ростовской области – 7,8 процента, объем безвозмездных поступлений запланирован со снижением с 2031 года с учетом основного периода реализации национальных проектов.

Показатели консолидированного бюджета Ростовской области и областного бюджета по расходам рассчитаны с учетом прогноза доходов и запланированных источников покрытия дефицита, в том числе в части прогноза привлечения и погашения коммерческих и бюджетных кредитов. В среднем расходы ежегодно запланированы к увеличению на 5,4 процента.

Дефицит (профицит), источники финансирования дефицита прогнозируются с учетом привлечения и погашения бюджетных кредитов из федерального бюджета, при безусловном исполнении в 2025 – 2026 гг. областным бюджетом рыночных долговых обязательств в полном объеме, а также с учетом прогноза объема дефицита (профицита) и источников его финансирования по бюджетам муниципальных образований.

Бюджетным прогнозом предусмотрено снижение уровня государственного долга Ростовской области за период 2023 – 2036 годов с 32,5 процента объема собственных налоговых и неналоговых доходов в 2023 году до 1,0 процента в 2036 году.

С 2026 по 2036 год предусмотрен профицит консолидированного бюджета Ростовской области и областного бюджета.

На период 2023 года параметры бюджетного прогноза сформированы с учетом показателей, первоначально предусмотренных Областным законом от 16.12.2022 N 795-ЗС «Об областном бюджете на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов».

На период 2024 года параметры бюджетного прогноза сформированы с учетом показателей, первоначально предусмотренных Областным законом от 14.12.2023 N 58-ЗС «Об областном бюджете на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов».

Параметры областного бюджета на период 2025 – 2027 годов приведены в соответствие с показателями, первоначально предусмотренными Областным законом от 24.12.2024 N 228-ЗС «Об областном бюджете на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов».

 

 

 


2. Основные параметры варианта долгосрочного прогноза,

определенные в качестве базовых для целей долгосрочного бюджетного планирования

 

N п/п

Основные показатели

Единица измерения

Год периода прогнозирования *

2023

2024

2025

2026

2027

2028

2029

2030

2031

2032

2033

2034

2035

2036

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

1.

Индекс потреби-тельских цен

процентов к преды-дущему году

104,0

104,0

104,0

104,0

104,0

104,0

104,0

104,0

104,0

104,0

104,0

104,0

104,0

104,0

2.

Валовой региональный продукт

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

в основных ценах соответствующих лет

млн рублей

2 051 436,4

2 198 467,1

2 389 033,9

2 612 972,2

2 870 091,4

3 161 025,7

3 474 373,6

3 828 337,4

4 190 644,3

4 583 371,8

5 016 621,1

5 494 280,0

5 988 533,5

6 524 252,1

в сопоставимых ценах

процентов к преды-дущему году

103,1

103,3

104,0

105,0

105,4

105,7

105,5

105,8

105,1

105,0

105,1

105,1

104,6

104,6

3.

Фонд среднемесячной номинальной начисленной заработной платы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

в действующих ценах, всего

млн рублей

554 822,9

597 259,0

639 529,4

683 586,2

730 475,0

780 579,8

833 493,9

890 076,6

952 426,2

1 014 446,3

1 082 295,2

1 154 681,4

1 233 063,6

1 317 248,7

 

процентов к преды-дущему году

107,7

107,6

107,1

106,9

106,9

106,9

106,8

106,8

107,0

106,5

106,7

106,7

106,8

106,8

4.

Прибыль прибыльных предприятий

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

в действующих ценах

млн рублей

342 640,2

370 736,7

405 956,7

445 334,5

489 868,0

539 344,7

598 133,3

666 320,5

742 281,0

816 509,1

877 747,3

947 089,3

1 026 644,8

1 098 509,9

темп роста

в действующих ценах

процентов к преды-дущему году

107,6

108,2

109,5

109,7

110,0

110,1

110,9

111,4

111,4

110,0

107,5

107,9

108,4

107,0

 

* В 2023 – 2036 годах учтены показатели в соответствии со вторым вариантом долгосрочного прогноза социально-экономического развития Ростовской области.

 

 

 


3. Прогноз основных характеристик консолидированного бюджета Ростовской области и областного бюджета

(млн рублей)

Наименование

показателя

Год периода прогнозирования

2023

2024

2025

2026

2027

2028

2029

2030

2031

2032

2033

2034

2035

2036

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

Показатели консолидированного бюджета Ростовской области

Доходы,

в том числе:

329 301,4

388 767,6

435 356,0

430 206,9

457 891,7

485 084,7

512 794,2

543 304,8

554 518,7

588 332,1

621 343,3

657 189,0

696 632,8

736 126,5

налоговые и неналоговые доходы

255 731,1

322 497,1

369 008,3

383 687,0

410 869,4

435 247,1

462 536,5

492 610,2

525 660,2

558 415,7

590 326,7

625 028,2

663 282,1

701 538,2

безвозмездные поступления

73 570,3

66 270,5

66 347,7

46 519,9

47 022,3

49 837,6

50 257,7

50 694,6

28 858,5

29 916,4

31 016,6

32 160,8

33 350,7

34 588,3

Расходы

350 233,1

401 882,8

435 377,2

420 740,3

454 841,9

482 337,4

510 453,0

540 435,0

551 648,9

585 462,3

618 473,5

654 319,2

693 864,8

733 358,5

Дефицит/профицит

-20 931,7

-13 115,2

-21,2

9 466,6

3 049,8

2 747,3

2 341,2

2 869,8

2 869,8

2 869,8

2 869,8

2 869,8

2 768,0

2 768,0

Источники финансирования

дефицита бюджета

20 931,7

13 115,2

21,2

-9 466,6

-3 049,8

-2 747,3

-2 341,2

-2 869,8

-2 869,8

-2 869,8

-2 869,8

-2 869,8

-2 768,0

-2 768,0

Показатели областного бюджета

Доходы,

в том числе:

274 588,7

327 525,0

363 347,5

355 039,2

377 962,8

398 195,6

422 031,3

448 416,2

455 119,9

484 431,2

512 527,2

543 141,3

576 941,4

610 422,3

налоговые и неналоговые доходы

201 018,4

261 254,5

296 999,8

308 519,3

330 940,5

348 358,0

371 773,6

397 721,6

426 261,4

454 514,8

481 510,6

510 980,5

543 590,7

575 834,0

безвозмездные поступления

73 570,3

66 270,5

66 347,7

46 519,9

47 022,3

49 837,6

50 257,7

50 694,6

28 858,5

29 916,4

31 016,6

32 160,8

33 350,7

34 588,3

Расходы

293 132,5

336 758,4

363 320,3

346 092,3

375 363,9

395 602,9

419 844,7

445 701,0

452 404,7

481 716,0

509 812,0

540 426,1

574 173,4

607 654,3

Расходы (без учета условно утвержденных расходов)*

320 018,5

325 584,2

368 702,0

381 552,7

394 603,9

386 739,0

400 079,0

411 015,2

422 533,9

434 910,0

445 445,6

Дефицит/профицит

-18 543,8

-9 233,4

27,2

8 946,9

2 598,9

2 592,7

2 186,6

2 715,2

2 715,2

2 715,2

2 715,2

2 715,2

2 768,0

2 768,0

Источники финансирования

дефицита бюджета

18 543,8

9 233,4

-27,2

-8 946,9

-2 598,9

-2 592,7

-2 186,6

-2 715,2

-2 715,2

-2 715,2

-2 715,2

-2 715,2

-2 768,0

-2 768,0

Государственный долг

к налоговым

и неналоговым доходам (процентов)

32,5

18,1

14,4

10,9

9,3

8,1

6,9

5,8

4,7

3,8

3,0

2,2

1,6

1,0

Государственный долг Ростовской области

с учетом объема обязательств

по концессионным соглашениям, соглашениям

о государственно-частном партнерстве, уплате лизинговых платежей

(процентов)

32,5

18,1

14,4

10,9

9,3

8,1

6,9

5,8

4,7

3,8

3,0

2,2

1,6

1,0

 

* В расходах областного бюджета выделены расходы за исключением условно утвержденных расходов на плановый период 2026 – 2036 годов в соответствии с методикой расчета, предусмотренной приказом министерства финансов Ростовской области от 15.06.2016 N 49 «О порядке взаимодействия структурных подразделений министерства финансов Ростовской области при подготовке бюджетного прогноза Ростовской области на долгосрочный период», на 2026 год условно утвержденные расходы составляют 2,5 процента от общего объема расходов за исключением расходов, предусмотренных за счет целевых средств из федерального бюджета, на 2027 год – 5,0 процентов от общего объема расходов за исключением расходов, предусмотренных за счет целевых средств из федерального бюджета, далее – по годам с увеличением на 2,5 процента ежегодно.

 

 

3.1. Показатели финансового обеспечения

государственных программ Ростовской области

 

(млн рублей)

Расходы на финансовое обеспечение реализации государственных программ Ростовской области1

Наименование государственной программы

Ростовской области

Год периода прогнозирования

20232

20243

20254

20264

20274

20285

20295

20305

2031

2032

2033

2034

2035

2036

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

«Экономическое развитие

и инновационная экономика»

1 795,4

2 000,4

2 096,1

2 096,8

2 114,6

2 199,2

2 287,2

2 378,7

«Энергоэффективность

и развитие промышленности

и энергетики»

516,0

466,4

907,5

685,7

686,5

714,0

742,6

772,3

«Развитие транспортной системы»

36 633,3

38 098,6

37 435,0

31 409,9

37 308,0

38 800,3

40 352,3

41 966,4

«Развитие

сельского хозяйства

и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья

и продовольствия»

6 547,8

6 893,1

6 651,0

6 777,1

6 920,3

7 197,1

7 485,0

7 784,4

«Информационное общество»

926,5

1 472,3

1 223,1

1 270,2

1 358,5

1 412,8

1 469,3

1 528,1

«Территориальное планирование

и обеспечение доступным

и комфортным жильем населения Ростовской области»

9 681,4

10 043,4

12 135,2

6 656,4

5 733,0

5 962,3

6 200,8

6 448,8

«Обеспечение качественными жилищно-коммунальными услугами населения Ростовской области»

7 917,9

14 107,6

16 382,9

6 573,0

6 153,8

6 400,0

6 656,0

6 922,2

«Формирование современной городской среды на территории Ростовской области»

2 004,4

1 646,8

1 640,9

1 129,9

1 073,7

1 116,6

1 161,3

1 207,8

«Охрана окружающей среды и рациональное природопользование»

3 391,2

2 955,2

1 384,7

1 376,3

1 366,2

1 420,8

1 477,6

1 536,7

«Содействие занятости населения»

3 465,8

1 784,9

1 896,1

1 968,9

2 840,4

2 954,0

3 072,2

3 195,1

«Социальная поддержка граждан»

53 670,6

50 309,2

53 261,4

56 168,1

58 455,3

60 793,5

63 225,2

65 754,2

«Доступная среда»

156,8

220,7

239,3

183,7

183,9

191,3

199,0

207,0

«Развитие здравоохранения»

48 882,7

61 091,4

66 067,6

62 996,8

65 348,6

67 962,5

70 681,0

73 508,2

«Развитие физической культуры и спорта»

6 871,1

9 179,9

11 351,2

8 858,9

7 860,2

8 174,6

8 501,6

8 841,7

«Развитие образования»

71 101,0

79 879,5

89 936,3

86 449,6

85 453,4

88 871,5

92 426,4

96 123,5

«Развитие культуры

и туризма»

5 835,0

7 593,8

6 776,8

7 405,0

7 503,5

7 803,6

8 115,7

8 440,3

«Молодежная политика

и социальная активность»

331,6

427,6

628,9

330,0

334,7

348,1

362,0

376,5

«Поддержка казачьих обществ Ростовской области»

1 786,0

2 518,3

2 492,7

1 490,6

1 524,1

1 585,1

1 648,5

1 714,4

«Обеспечение общественного порядка

и профилактика правонарушений»

67,1

90,1

174,5

66,3

66,5

69,2

72,0

74,9

«Защита населения

и территории

от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности

и безопасности людей

на водных объектах»

1 445,5

2 203,9

2 636,3

2 226,2

2 249,3

2 339,3

2 432,9

2 530,2

«Региональная политика»

237,7

257,2

253,4

253,2

253,6

263,7

274,2

285,2

«Управление государственными финансами и создание условий для эффективного управления муниципальными финансами»

13 723,2

16 059,5

16 801,7

13 968,2

14 522,0

15 102,9

15 707,0

16 335,3

«Комплексное развитие сельских территорий»

2 508,2

2 628,5

4 873,3

4 222,3

 

1 659,6

 

1 726,0

 

1 795,0

 

1 866,8

 

Итого

279 496,2

311 928,3

337 245,9

304 563,1

310 969,7

323 408,4

336 344,8

349 798,7

 

1 Плановые бюджетные ассигнования, предусмотренные за счет средств областного бюджета и безвозмездных поступлений в областной бюджет.

2 Объем бюджетных ассигнований соответствует Областному закону от 16.12.2022 N 795-ЗС «Об областном бюджете на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов» по состоянию на 1 января 2023 г.

3 Объем бюджетных ассигнований соответствует Областному закону от 14.12.2023 N 58-ЗС «Об областном бюджете на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов» по состоянию на 1 января 2024 г.

4 Объем бюджетных ассигнований соответствует Областному закону от 24.12.2024 N 228-ЗС «Об областном бюджете на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов» по состоянию на 1 января 2025 г.

5 Объем бюджетных ассигнований на период с 2027 по 2030 годы расчетно спрогнозирован на основе параметров 2026 года с ежегодной индексацией на утвержденный уровень инфляции 4,0 процента.

 

 

 


3.2. Показатели финансового обеспечения национальных проектов, реализуемых на территории Ростовской области

 

(млн рублей)

Расходы на финансовое обеспечение национальных проектов, реализуемых на территории Ростовской области1

N п/п

Наименование

национального проекта

Год периода прогнозирования

20252

20262

20272

20283

20293

20303

2031

2032

2033

2034

2035

2036

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

1.

«Семья»

11 745,6

12 766,1

13 641,3

14 187,0

14 754,5

15 344,7

2.

«Продолжительная

и активная жизнь»

5 177,1

979,0

1 018,8

1 059,6

1 102,0

1 146,1

3.

«Молодежь и дети»

6 305,1

5 705,6

5 536,0

5 757,4

5 987,7

6 227,2

4.

«Кадры»

2,0

2,0

795,1

826,9

860,0

894,4

5.

«Экологическое благополучие»

204,6

253,2

232,8

242,1

251,8

261,9

6.

«Инфраструктура

для жизни»

24 915,9

14 766,1

16 105,8

16 750,0

17 420,0

18 116,8

7.

«Эффективная

и конкурентная экономика»

518,1

516,1

516,6

537,3

558,8

581,2

8.

«Международная кооперация

и экспорт»

1,9

1,9

1,9

2,0

2,1

2,2

9.

«Туризм и гостеприимство»

179,5

179,5

181,3

188,6

196,1

203,9

10.

«Технологическое обеспечение продовольственной безопасности»

69,3

128,7

133,8

139,2

144,8

11.

«Экономика данных

и цифровая трансформация государства»

13,0

188,8

286,4

297,9

309,8

322,2

Итого

49 062,8

35 427,6

38 444,7

39 982,6

41 582,0

43 245,4

 

1 Плановые бюджетные ассигнования, предусмотренные за счет средств областного бюджета и безвозмездных поступлений в областной бюджет.

2 Объем бюджетных ассигнований соответствует Областному закону от 24.12.2024 N 228-ЗС «Об областном бюджете на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов» по состоянию на 1 января 2025 г.

3 Объем бюджетных ассигнований на период с 2028 по 2030 годы расчетно спрогнозирован на основе параметров 2027 года с ежегодной индексацией на утвержденный уровень инфляции 4,0 процента.

 

 

 


3.3. Основные подходы к формированию

бюджетной политики Ростовской области на период 2023 – 2036 годов

 

При расчете прогнозных показателей налоговых и неналоговых доходов учитывались изменения в законодательстве о налогах и сборах Российской Федерации и Ростовской области и бюджетном законодательстве Российской Федерации, ожидаемые в прогнозном периоде.

Расчет прогнозных показателей дефицита (профицита), источников его финансирования и государственного долга Ростовской области осуществлен исходя из ограничений по размеру дефицита и уровню государственного долга, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации, а также с учетом нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.

Бюджетная политика Ростовской области на долгосрочный период будет направлена на решение приоритетных задач социально-экономического развития Ростовской области при одновременном обеспечении устойчивости и сбалансированности бюджетной системы.

 

3.3.1. Основные подходы в части

собственных (налоговых и неналоговых) доходов

 

За период 2010 – 2023 годов динамика налоговых и неналоговых доходов наглядно демонстрирует ежегодное увеличение доходной части консолидированного бюджета Ростовской области с ростом в 3 раза к фактическим поступлениям 2010 года.

Собственные налоговые и неналоговые доходы консолидированного бюджета Ростовской области к 2036 году увеличатся в 2,7 раза к уровню 2023 года, а в реальном выражении (без учета роста за счет индекса инфляции) – в 1,6 раза.

Поступательной динамике собственных доходов способствует стимулирующий характер налоговой политики Ростовской области:

принят сводный областной закон о региональных налогах и некоторых вопросах налогообложения в Ростовской области;

введена патентная система налогообложения и в связи с отменой единого налога на вмененный доход реформирована;

введен налог на профессиональный доход (самозанятые);

актуализированы ставки и перечень налоговых льгот по транспортному налогу;

упорядочены нормы по предоставлению налоговых льгот инвесторам;

введены льготы организациям, получившим статус резидента территории опережающего социально-экономического развития, резидента особой экономической зоны, участникам региональных инвестиционных проектов и организациям, являющимся стороной специального инвестиционного контракта, заключенного от имени Российской Федерации;

установлены меры налогового стимулирования организаций, осуществляющих реализацию проектов о создании и использовании (эксплуатации) трамвайной сети в рамках концессионных соглашений, организаций, реализующих региональные программы газификации жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций Ростовской области, и организаций, осуществляющих деятельность в сфере телекоммуникаций;

введен инвестиционный налоговый вычет по налогу на прибыль для организаций, осуществляющих приоритетные для Ростовской области виды деятельности по переработке мясо-молочной продукции и деятельности в сфере телекоммуникаций, участников национального проекта «Производительность труда» и организаций, осуществляющих пожертвования государственным и муниципальным учреждениям культуры, музеям, библиотекам, театрам, филармониям, а также предоставлено право на его применение организациям, осуществляющим безвозмездную передачу денежных средств образовательным организациям, реализующим программы среднего профессионального образования, имеющие государственную аккредитацию;

ежегодно устанавливается региональный коэффициент для индексации платежей по налогу на доходы иностранных граждан, работающих на территории Ростовской области по найму;

осуществлен переход на исчисление налога на имущество физических лиц от кадастровой стоимости объектов недвижимости;

актуализированы ставки по земельному налогу и налогу на имущество физических лиц в отношении дорогостоящего имущества;

введен туристический налог.

В рамках проводимой в Ростовской области финансовой поддержки семей с детьми сокращен до нуля срок владения жилым помещением, приобретенным с использованием средств материнского капитала, в целях освобождения от налогообложения доходов, полученных физическими лицами от его продажи.

Также оказаны меры налоговой поддержки отдельным социальным категориям граждан, в том числе участникам специальной военной операции и их семьям.

Налоговые и неналоговые доходы спрогнозированы в соответствии с положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации и Налогового кодекса Российской Федерации на основе показателей второго варианта долгосрочного прогноза социально-экономического развития Ростовской области.

При прогнозировании собственных налоговых и неналоговых доходов учтены тенденции, сложившиеся в предыдущие годы, влияние геополитических факторов на социально-экономическое развитие Российской Федерации в целом.

На долгосрочную перспективу с учетом изменения внешних и внутренних условий развития российской экономики приоритетным направлением налоговой политики определены меры, принимаемые для обеспечения роста инвестиционной активности, обеспечения условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства, повышения уровня жизни населения.

 

3.3.2. Основные подходы в части федеральной финансовой помощи

 

Проводимая на федеральном уровне политика в области межбюджетных отношений направлена на повышение финансовой самостоятельности и ответственности органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Дотационность консолидированного бюджета Ростовской области в 2025 году запланирована не более 5,0 процента от общего объема доходов консолидированного бюджета Ростовской области за исключением субвенций.

Прогноз безвозмездных поступлений на 2025 – 2027 годы соответствует значениям, утвержденным Областным законом от 24.12.2024 N 228-ЗС.

Начиная с 2028 года в расчете безвозмездных поступлений использовались данные по объему дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности на 2027 год, предусмотренному Областным законом от 24.12.2024 N 228-ЗС, с применением индексации ежегодно на утвержденный уровень инфляции 4,0 процента, а также учтена дотация на частичную компенсацию дополнительных расходов на повышение оплаты труда работников бюджетной сферы на уровне 2025 года.

Целевые трансферты с 2028 по 2030 год учтены в соответствии с объемом на 2027 год, предусмотренным Областным законом от от 24.12.2024 N 228-ЗС. В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 13.12.2024 N 3750-р «Об утверждении Бюджетного прогноза Российской Федерации на период до 2036 года» финансовое обеспечение национальных проектов в Российской Федерации предусмотрено до 2030 года. Снижение объема целевых межбюджетных трансфертов, не связанных с реализацией национальных проектов, не планируется.

При разработке бюджетного прогноза с 2031 года предусмотрено уменьшение целевых межбюджетных трансфертов из федерального бюджета за счет исключения межбюджетных трансфертов на реализацию национальных проектов, одновременно с увеличением ежегодно объема целевых межбюджетных трансфертов, не связанных с реализацией национальных проектов, на уровень инфляции на 4,0 процента от 2030 года.

 

3.3.3. Основные подходы в части расходов

 

На 2025 – 2027 годы расходы консолидированного бюджета Ростовской области учтены в соответствии с принятыми областными законами об областном бюджете и в соответствии с решениями муниципальных образований в Ростовской области. На период 2028 – 2036 годов расходная часть консолидированного бюджета Ростовской области будет обеспечена поступательным наполнением доходной части консолидированного бюджета Ростовской области.

На 2026 и 2027 годы учтены условно утвержденные расходы в объеме 2,5 процента и 5,0 процента от общего объема расходов областного бюджета, за исключением расходов, предусмотренных за счет целевых средств из федерального бюджета, с 2028 года условно утвержденные расходы учтены с увеличением на 2,5 процента ежегодно, что будет являться определенным резервом для планирования расходов в плановом периоде.

В соответствии с Областным законом от 03.08.2007 N 743-ЗС «О бюджетном процессе в Ростовской области» областной бюджет составляется на основе государственных программ Ростовской области.

Начиная с 2024 года в структуре областного бюджета учтены государственные программы Ростовской области, сформированные в новом формате в соответствии с постановлением Правительства Ростовской области от 26.06.2023 N 461 «Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Ростовской области».

Параметры финансового обеспечения государственных программ Ростовской области на 2025 – 2027 годы соответствуют значениям, установленным Областным законом от 24.12.2024 N 228-ЗС.

Для целей прогнозирования в составе расходов областного бюджета параметров финансового обеспечения государственных программ Ростовской области с 2028 года объемы бюджетных ассигнований на реализацию государственных программ Ростовской области учтены на уровне 2027 года с учетом ежегодной индексации на утвержденный уровень инфляции 4,0 процента.

Особенностью реализации государственных программ Ростовской области является включение в их состав мероприятий (результатов) региональных проектов, направленных на достижение национальных целей развития Российской Федерации в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2024 N 309, а также мероприятий (результатов) иных региональных проектов, направленных на достижение целей социально-экономического развития Ростовской области.

Реализация региональных проектов ориентирована на поддержку семьи, молодежи и детей, обеспечение продолжительной и активной жизни граждан, развитие кадрового потенциала, формирование экологического благополучия, развитие эффективной транспортной системы, эффективной и конкурентной экономики, туризма и гостеприимства, международной кооперации и экспорта, а также на переход к экономике данных и цифровой трансформации государства.

Областным законом от 24.12.2024 N 228-ЗС финансовое обеспечение предусмотрено по 35 региональным проектам, направленным на достижение 11 национальных проектов, а также 25 региональных проектов, направленных на достижение целей социально-экономического развития Ростовской области.

Реализация иных региональных проектов ориентирована на укрепление материально-технической базы учреждений здравоохранения и образования, строительство и реконструкцию объектов социального обслуживания населения, совершенствование системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, поддержку пострадавших участников долевого строительства, развитие коммунальной инфраструктуры, а также обеспечение пожарной безопасности, безопасности на водных объектах и защиту от чрезвычайных ситуаций.

 

3.3.4. Основные подходы

в части межбюджетных отношений

с муниципальными образованиями в Ростовской области

 

В среднесрочной и долгосрочной перспективе межбюджетные отношения с муниципальными образованиями в Ростовской области будут являться одним из приоритетных направлений бюджетной политики Ростовской области.

Политика в данной сфере будет направлена на повышение финансовой самостоятельности муниципальных образований, оказание содействия сбалансированности их бюджетов, повышение качества управления муниципальными финансами.

Решение этих задач будет осуществляться как за счет предоставления финансовой помощи из областного бюджета, так и посредством методологического обеспечения деятельности органов местного самоуправления.

Среди видов финансовой помощи приоритет будет отдан выравнивающим инструментам поддержки муниципальных образований.

Дотациям на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований, как основному инструменту сглаживания диспропорций в уровнях бюджетной обеспеченности, будет отведена ведущая роль в системе межбюджетного регулирования.

В этих целях предполагается совершенствование методики распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований, в том числе с учетом федеральных подходов.

В целях создания дополнительных условий для реализации муниципальными районами собственных полномочий по выравниванию бюджетной обеспеченности поселений в 2025 году органам местного самоуправления муниципальных районов переданы государственные полномочия Ростовской области по расчету и предоставлению дотаций бюджетам городских, сельских поселений в целях выравнивания их финансовых возможностей по осуществлению полномочий по решению вопросов местного значения. Утвержден правовой механизм контроля за исполнением муниципальными районами переданных государственных полномочий.

На основе совершенствования контрольного инструментария, в том числе закрепленного в соглашениях с муниципальными образованиями, особое внимание будет уделяться повышению эффективности предоставления межбюджетных трансфертов, а также повышению ответственности органов местного самоуправления при их расходовании.

В целях обеспечения финансовой стабильности и долговой устойчивости муниципальных образований будут приняты меры по социально-экономическому развитию и оздоровлению муниципальных финансов (со всеми муниципальными образованиями, получающими дотации, заключены соответствующие соглашения).

На содействие финансовой устойчивости местных бюджетов будет направлено ежегодное предоставление бюджетных кредитов муниципальным образованиям. Данный механизм финансовой поддержки зарекомендовал себя как эффективный и востребован со стороны муниципальных образований.

В рамках стратегии по повышению финансовой самостоятельности местных бюджетов, начиная с 2025 года, законодательно определены основания и условия списания 2/3 задолженности муниципальных районов и городских округов перед областным бюджетом по отдельным бюджетным кредитам, сложившейся по состоянию на 1 марта 2024 г. Реализация данной меры позволит снизить долговую нагрузку на местные бюджеты, высвободив собственные финансовые ресурсы муниципальных образований.

Отдельная немаловажная роль будет отведена методологическому сопровождению деятельности финансовых органов муниципальных образований в части осуществления бюджетной политики, проведению постоянного мониторинга за планированием и исполнением бюджетов муниципальных образований, реализации комплекса мер, направленных на повышение финансовой дисциплины.

В зависимости от перспективы реализации федеральных подходов к вопросу совершенствования административно-территориального деления муниципальных образований политика в сфере межбюджетных отношений будет адаптирована к новым законодательным реалиям, сохранив свою выравнивающую и стимулирующую направленность.

 

3.3.5. Основные подходы к долговой политике

 

Долговая политика на долгосрочный период будет направлена на обеспечение потребностей Ростовской области в заемном финансировании, своевременном и полном исполнении государственных долговых обязательств, минимизации расходов на обслуживание долга, поддержание объема и структуры государственного долга на экономически безопасном уровне.

В 2023 – 2024 годах Ростовская область не осуществляла рыночные заимствования. В бюджетном цикле 2025 – 2027 годов привлечение банковских кредитов запланировано только в 2025 году с погашением в 2026 году в объеме, необходимом для рефинансирования аналогичных долговых обязательств. В последующие годы рыночные заимствования не прогнозируются.

Для поддержания текущей ликвидности в 2025 – 2026 годах запланировано привлечение бюджетных кредитов на пополнение остатка средств на едином счете бюджета.

Начиная с 2025 года Ростовской области предусмотрено списание 2/3 задолженности по бюджетным кредитам, полученным из федерального бюджета. Это позволит направить высвободившиеся средства на реализацию инфраструктурных и инвестиционных проектов.

При этом планируется дальнейшее участие Ростовской области в привлечении бюджетных кредитов из федерального бюджета на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов.

Погашение и обслуживание бюджетных кредитов, полученных из федерального бюджета на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов, будет осуществляться за счет поступлений налоговых и неналоговых доходов от реализации таких инвестиционных проектов. Таким образом, долговая нагрузка в рамках федерального проекта «Инфраструктурное меню» не повлияет на сбалансированность областного бюджета.

С учетом увеличения налогового потенциала Ростовской области и роста собственных доходов областного бюджета динамика долговой нагрузки на областной бюджет показывает устойчивую тенденцию к снижению в прогнозируемом периоде.

 

 

Начальник управления

документационного обеспечения

Правительства Ростовской области

 

 

В.В. Лозин

 

Постановление Правительства Ростовской области "О внесении изменения в постановление Правительства Ростовской области от 29.08.2022 N 724" от 17.02.2025 N 109