Постановление Правительства Ростовской области от 18.03.2025 N 183 "Об утверждении Положения о региональном государственном контроле (надзоре) в области продажи безалкогольных тонизирующих напитков (в том числе энергетических)"
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18.03.2025 N 183
г. Ростов-на-Дону
Об утверждении Положения
о региональном государственном контроле (надзоре)
в области продажи безалкогольных тонизирующих напитков
(в том числе энергетических)
В соответствии с Федеральным законом от 31.07.2020 N 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», Федеральным законом от 08.08.2024 N 304-ФЗ «О запрете продажи безалкогольных тонизирующих напитков (в том числе энергетических) несовершеннолетним и о внесении изменения в статью 44 Федерального закона «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации», Областным законом от 03.07.2014 N 172-ЗС «Об установлении запрета в сфере продажи безалкогольных тонизирующих напитков (в том числе энергетических) на территории Ростовской области» Правительство Ростовской области постановляет:
1. Утвердить Положение о региональном государственном контроле (надзоре) в области продажи безалкогольных тонизирующих напитков (в том числе энергетических) согласно приложению.
2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
3. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на директора департамента потребительского рынка Ростовской области Панкратова А.П.
Временно исполняющий обязанности Губернатора Ростовской области |
Ю.Б. Слюсарь |
Постановление вносит
департамент потребительского
рынка Ростовской области
Приложение
к постановлению
Правительства
Ростовской области
от 18.03.2025 N 183
ПОЛОЖЕНИЕ
о региональном государственном контроле (надзоре)
в области продажи безалкогольных тонизирующих напитков
(в том числе энергетических)
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение устанавливает порядок организации и осуществления регионального государственного контроля (надзора) в области продажи безалкогольных тонизирующих напитков (в том числе энергетических) на территории Ростовской области (далее – региональный государственный контроль).
1.2. Предметом регионального государственного контроля является соблюдение организациями, индивидуальными предпринимателями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами и лицами без гражданства (далее – контролируемые лица) запретов и ограничений, установленных статьями 2 – 4 Федерального закона от 08.08.2024 N 304-ФЗ «О запрете продажи безалкогольных тонизирующих напитков (в том числе энергетических) несовершеннолетним и о внесении изменения в статью 44 Федерального закона «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации», статьями 1, 3 Областного закона от 03.07.2014 N 172-ЗС «Об установлении запрета в сфере продажи безалкогольных тонизирующих напитков (в том числе энергетических) на территории Ростовской области» (далее – обязательные требования).
1.3. Региональный государственный контроль осуществляется департаментом потребительского рынка Ростовской области (далее – департамент).
1.4. Должностными лицами департамента, уполномоченными на осуществление регионального государственного контроля (далее – должностные лица), являются:
1.4.1. Директор.
1.4.2. Заместитель директора.
1.4.3. Должностные лица, должностными регламентами которых установлена обязанность по осуществлению регионального государственного контроля.
1.5. Должностными лицами, уполномоченными на принятие решений о проведении контрольных (надзорных) мероприятий, являются директор, заместитель директора.
1.6. Должностные лица при проведении контрольного (надзорного) мероприятия в пределах своих полномочий и в объеме проводимых контрольных (надзорных) действий имеют право:
запрашивать и получать на основании мотивированного письменного запроса от контролируемых лиц информацию и документы, необходимые для осуществления контрольных (надзорных) мероприятий;
пользоваться иными правами, установленными Федеральным законом от 31.07.2020 N 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации»;
совершать иные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации, необходимые для осуществления регионального государственного контроля.
1.7. Объектами регионального государственного контроля (далее – объект контроля) являются:
деятельность, действия (бездействие) контролируемых лиц в области продажи безалкогольных тонизирующих напитков (в том числе энергетических);
здания, строения, сооружения, помещения, которыми контролируемые лица владеют и (или) пользуются в рамках осуществления деятельности в сфере продажи безалкогольных тонизирующих напитков (в том числе энергетических).
1.8. Учет объектов регионального государственного контроля осуществляется департаментом с использованием государственных информационных систем.
2. Управление рисками причинения
вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям
при осуществлении регионального государственного контроля
2.1. При осуществлении регионального государственного контроля применяется система оценки и управления рисками.
2.2. Департамент при осуществлении регионального государственного контроля относит объекты контроля к одной из следующих категорий риска причинения вреда (ущерба) (далее – категории риска):
2.2.1. Средний риск.
2.2.2. Умеренный риск.
2.2.3. Низкий риск.
2.3. Критерии отнесения объектов контроля к категориям риска с учетом тяжести причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям и вероятности наступления негативных событий, которые могут повлечь причинение вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, приведены в приложении N 1 к настоящему Положению.
2.4. При принятии решения о проведении и выборе вида внепланового контрольного (надзорного) мероприятия департамент использует следующий индикатор риска нарушения обязательных требований:
наличие на территории зданий, строений, сооружений, помещений, используемых в том числе для непосредственного осуществления образовательной, медицинской деятельности, деятельности в области культуры, физической культуры и спорта, объектов розничной торговли, подключенных по данным государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, к товарной группе «Соковая продукция и безалкогольные напитки» с указанием признака принадлежности к тонизирующим (энергетическим) безалкогольным напиткам.
2.5. Ключевые показатели регионального государственного контроля и их целевые значения приведены в приложении N 2 к настоящему Положению.
2.6. Индикативные показатели регионального государственного контроля приведены в приложении N 3 к настоящему Положению.
3. Профилактика рисков причинения
вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям
при осуществлении регионального государственного контроля
3.1. Департаментом в соответствии с частью 2 статьи 44 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ ежегодно утверждается программа профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям (далее – программа профилактики рисков) в срок до 20 декабря года, предшествующего году реализации программы профилактики рисков.
3.2. Департаментом могут проводиться следующие профилактические мероприятия:
3.2.1. Информирование.
3.2.2. Обобщение правоприменительной практики.
3.2.3. Объявление предостережения.
3.2.4. Консультирование.
3.2.5. Профилактический визит.
3.3. Информирование контролируемых лиц и иных заинтересованных лиц по вопросам соблюдения обязательных требований департаментом осуществляется в порядке, определенном статьей 46 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ.
3.4. Департамент ежегодно, не позднее 1 марта года, следующего за отчетным, по итогам обобщения правоприменительной практики подготавливает доклад, содержащий результаты осуществления регионального государственного контроля (далее – доклад о правоприменительной практике).
Департамент обеспечивает публичное обсуждение проекта доклада о правоприменительной практике.
Доклад о правоприменительной практике утверждается правовым актом департамента и размещается на официальном сайте департамента в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее – сеть «Интернет») в течение пяти рабочих дней со дня утверждения.
3.5. В случае наличия у департамента сведений о готовящихся нарушениях обязательных требований или признаках нарушений обязательных требований и (или) в случае отсутствия подтвержденных данных о том, что нарушение обязательных требований причинило вред (ущерб) охраняемым законом ценностям либо создало угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, департамент объявляет контролируемому лицу предостережение и предлагает принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований.
Предостережение может быть обжаловано контролируемым лицом путем подачи в департамент возражений.
Департамент рассматривает возражения в течение двадцати рабочих дней со дня их получения.
По результатам рассмотрения возражений департамент принимает одно из следующих решений:
об удовлетворении возражений;
об отказе в удовлетворении возражений с обоснованием причин отказа.
Принятое по итогам рассмотрения возражений решение направляется контролируемому лицу не позднее дня, следующего за днем его принятия.
3.6. Департамент осуществляет устное и письменное консультирование контролируемых лиц и их представителей по вопросам:
профилактики рисков нарушения обязательных требований;
соблюдения обязательных требований;
порядка осуществления регионального государственного контроля;
порядка обжалования решений департамента, действий (бездействия) его должностных лиц.
Устное консультирование осуществляется по телефону, на личном приеме или в ходе проведения профилактического мероприятия, контрольного (надзорного) мероприятия. По итогам устного консультирования информация в письменной форме контролируемым лицам и их представителям не предоставляется.
Письменное консультирование осуществляется в случае поступления обращений контролируемых лиц и их представителей в письменной форме или в форме электронного документа.
В случае поступления в департамент пяти и более однотипных обращений контролируемых лиц и их представителей консультирование по таким обращениям осуществляется посредством размещения в сети «Интернет» письменных разъяснений, подписанных директором, заместителем директора департамента.
3.7. Профилактический визит проводится должностным лицом департамента в форме профилактической беседы по месту осуществления деятельности контролируемого лица либо путем использования видео-конференц-связи.
В ходе профилактического визита контролируемое лицо информируется о запретах, установленных к продаже безалкогольных тонизирующих напитков (в том числе энергетических), их соответствии критериям риска, основаниях и о рекомендуемых способах снижения категории риска, а также о видах, содержании и об интенсивности контрольных (надзорных) мероприятий, проводимых в отношении объекта контроля, исходя из его отнесения к соответствующей категории риска.
Профилактический визит проводится по инициативе департамента (обязательный профилактический визит) или по инициативе контролируемого лица.
Обязательный профилактический визит, а также профилактический визит по инициативе контролируемого лица проводятся в соответствии со статьями 521, 522 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ.
4. Осуществление регионального государственного контроля
4.1. При осуществлении регионального государственного контроля плановые контрольные (надзорные) мероприятия не проводятся.
4.2. При осуществлении регионального государственного контроля проводятся следующие виды внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий:
4.2.1. При взаимодействии с контролируемым лицом:
контрольная закупка;
инспекционный визит;
документарная проверка;
выездная проверка.
4.2.2. Без взаимодействия с контролируемым лицом:
наблюдение за соблюдением обязательных требований;
выездное обследование.
4.3. При проведении контрольных (надзорных) мероприятий должностным лицом департамента для фиксации доказательств нарушений обязательных требований могут использоваться фотосъемка, аудио- и видеозапись, а также иные способы фиксации доказательств.
Решение о необходимости использования фотосъемки, аудио- и видеозаписи, иных способах фиксации доказательств нарушений обязательных требований при осуществлении контрольных (надзорных) мероприятий принимается должностным лицом, осуществляющим региональный государственный контроль, самостоятельно.
Фотографии, аудио- и видеозаписи, используемые для фиксации доказательств, должны позволять однозначно идентифицировать объект фиксации, отражающий нарушение обязательных требований. Фотографии, аудио- и видеозаписи, используемые для доказательств нарушений обязательных требований, прикладываются к акту контрольного (надзорного) мероприятия (далее – акт).
Фотосъемка и (или) видеозапись должны включать в себя:
вид на указатель адреса нахождения объекта контроля (при наличии);
вид на входную группу объекта контроля, включая его укрупненные элементы (при наличии);
помещения, торговое оборудование, используемые для хранения и продажи безалкогольных тонизирующих напитков (в том числе энергетических);
факты и события, указывающие на нарушение обязательных требований;
предметы административного правонарушения;
действия (бездействие) контролируемого лица либо его представителя, имеющие отношение к соблюдению обязательных требований и проведению контрольного (надзорного) мероприятия.
В начале либо по окончании аудио- и (или) видеозаписи контрольного (надзорного) действия должностное лицо департамента, проводящее контрольное (надзорное) мероприятие, озвучивает дату и время начала, окончания его проведения и адрес, по которому оно проводится.
4.5. Внеплановые контрольные мероприятия проводятся в соответствии с положениями статьи 66 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ.
4.6. Для проведения контрольного (надзорного) мероприятия, предусматривающего взаимодействие с контролируемым лицом, департаментом принимается решение о проведении контрольного (надзорного) мероприятия, в котором указываются сведения, установленные частью 1 статьи 64 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ.
4.7. Индивидуальный предприниматель, гражданин, являющиеся контролируемыми лицами, вправе представить в департамент информацию о невозможности присутствия при проведении контрольного (надзорного) мероприятия в случаях:
утраты трудоспособности вследствие заболевания или травмы;
возникновения обстоятельств непреодолимой силы;
иных случаях объективной невозможности присутствия при проведении контрольного (надзорного) мероприятия.
По результатам рассмотрения указанной информации проведение контрольного (надзорного) мероприятия переносится департаментом на срок, необходимый для устранения обстоятельств, послуживших поводом для данного обращения индивидуального предпринимателя, гражданина.
4.8. Контрольная закупка проводится в соответствии со статьей 67 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ.
В ходе контрольной закупки может осуществляться контрольное (надзорное) действие – осмотр.
Внеплановая контрольная закупка может проводиться только по согласованию с органами прокуратуры, за исключением случаев, установленных Федеральным законом от 31.07.2020 N 248-ФЗ.
4.9. Инспекционный визит проводится в соответствии со статьей 70 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ.
В ходе инспекционного визита могут осуществляться следующие контрольные (надзорные) действия:
осмотр;
опрос;
получение письменных объяснений.
Срок проведения инспекционного визита в одном месте осуществления деятельности либо на одном объекте контроля не может превышать один рабочий день.
Контролируемые лица или их представители обязаны обеспечить беспрепятственный доступ должностного лица департамента в здания, сооружения, помещения, являющиеся объектами контроля.
Внеплановый инспекционный визит может проводиться только по согласованию с органами прокуратуры, за исключением случаев, установленных Федеральным законом от 31.07.2020 N 248-ФЗ.
4.10. Документарная проверка проводится в соответствии со статьей 72 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ.
В ходе проведения документарной проверки могут осуществляться следующие контрольные (надзорные) действия:
получение письменных объяснений;
истребование документов.
Документарная проверка проводится по месту нахождения департамента.
Предметом проверки являются исключительно сведения, содержащиеся в документах контролируемого лица, устанавливающих его организационно-правовую форму, права и обязанности, а также документы, используемые при осуществлении его деятельности и связанные с исполнением им обязательных требований и решений департамента.
В ходе документарной проверки рассматриваются документы контролируемого лица, имеющиеся в распоряжении департамента, результаты предыдущих контрольных (надзорных) мероприятий, материалы рассмотрения дел об административных правонарушениях и иные документы о результатах осуществленного в отношении этого контролируемого лица регионального государственного контроля.
Срок проведения документарной проверки не может превышать десять рабочих дней. На период с момента направления департаментом контролируемому лицу требования представить необходимые для рассмотрения в ходе документарной проверки документы до момента представления указанных в требовании документов в департамент, а также период с момента направления контролируемому лицу информации департамента о выявлении ошибок и (или) противоречий в представленных контролируемым лицом документах либо о несоответствии сведений, содержащихся в этих документах, сведениям, содержащимся в имеющихся у департамента документах и (или) полученным при осуществлении регионального государственного контроля, и требования представить необходимые письменные объяснения до момента представления указанных объяснений в департамент исчисление срока проведения документарной проверки приостанавливается.
Внеплановая документарная проверка может проводиться только по согласованию с органами прокуратуры, за исключением случаев, установленных Федеральным законом от 31.07.2020 N 248-ФЗ.
4.11. Выездная проверка проводится в соответствии со статьей 73 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ.
В ходе проведения выездной проверки осуществляются следующие контрольные (надзорные) действия:
осмотр;
опрос;
получение письменных объяснений;
истребование документов.
Срок проведения выездной проверки не может превышать десять рабочих дней. В отношении одного субъекта малого предпринимательства общий срок взаимодействия в ходе проведения выездной проверки не может превышать пятьдесят часов для малого предприятия и пятнадцать часов для микропредприятия.
Внеплановая выездная проверка может проводиться только по согласованию с органами прокуратуры, за исключением случаев, установленных Федеральным законом от 31.07.2020 N 248-ФЗ.
4.12. Контрольные (надзорные) действия, совершаемые в ходе контрольных (надзорных) мероприятий, проводятся должностными лицами департамента в соответствии со статьями 76, 78-80 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ.
5. Результаты контрольного (надзорного) мероприятия
5.1. По окончании проведения контрольного (надзорного) мероприятия, предусматривающего взаимодействие с контролируемым лицом, составляется акт.
В акте указываются сведения об отсутствии нарушений обязательных требований либо указание на то, какое именно обязательное требование нарушено, каким нормативным правовым актом и его структурной единицей оно установлено. В случае устранения выявленного нарушения до окончания проведения контрольного (надзорного) мероприятия, предусматривающего взаимодействие с контролируемым лицом, в акте указывается факт его устранения.
Документы, иные материалы, являющиеся доказательствами нарушения обязательных требований, должны быть приобщены к акту.
5.2. Оформление акта производится на месте проведения контрольного (надзорного) мероприятия в день окончания проведения такого мероприятия.
5.3. Акт контрольного (надзорного) мероприятия, проведение которого было согласовано органами прокуратуры, направляется в органы прокуратуры посредством единого реестра контрольных (надзорных) мероприятий непосредственно после его оформления.
5.4. Ознакомление контролируемого лица с результатом контрольного (надзорного) мероприятия осуществляется в соответствии со статьей 88 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ.
5.5. По результатам контрольных (надзорных) мероприятий департаментом принимаются решения в соответствии со статьей 90 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ.
6. Досудебный порядок обжалования
6.1. Контролируемые лица, права и законные интересы которых, по их мнению, были нарушены в рамках осуществления регионального государственного контроля, имеют право на досудебное обжалование:
6.1.1. Решений о проведении контрольных (надзорных) мероприятий и обязательных профилактических визитов.
6.1.2. Актов контрольных (надзорных) мероприятий и обязательных профилактических визитов, предписаний об устранении выявленных нарушений.
6.1.3. Действий (бездействия) должностных лиц в рамках контрольных (надзорных) мероприятий и обязательных профилактических визитов.
6.1.4. Решений об отнесении объектов контроля к соответствующей категории риска.
6.1.5. Решений об отказе в проведении обязательных профилактических визитов по заявлениям контролируемых лиц.
6.1.6. Иных решений, принимаемых департаментом по итогам профилактических и (или) контрольных (надзорных) мероприятий, предусмотренных Федеральным законом от 31.07.2020 N 248-ФЗ.
6.2. Жалоба подается контролируемым лицом в департамент в электронном виде с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг, за исключением случая, предусмотренного частью 11 статьи 40 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ. Жалоба должна быть подписана усиленной квалифицированной электронной подписью.
6.3. При обжаловании решений департамента (за исключением решений, подписанных директором департамента), действий (бездействия) должностных лиц департамента жалоба рассматривается директором департамента.
6.4. При обжаловании решений департамента, подписанных директором департамента, действий (бездействия) директора департамента, жалоба рассматривается коллегиальным органом, созданным департаментом из числа его должностных лиц для рассмотрения жалоб.
6.5. Жалоба на решение департамента, действия (бездействие) должностных лиц департамента может быть подана в течение тридцати дней со дня, когда контролируемое лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав.
6.6. Жалоба на предписание департамента может быть подана в течение десяти рабочих дней с даты получения контролируемым лицом предписания.
6.7. Жалоба подлежит рассмотрению уполномоченным на рассмотрение жалобы органом в течение пятнадцати рабочих дней со дня ее регистрации в подсистеме досудебного обжалования.
6.8. Жалоба контролируемого лица на решение об отнесении объектов контроля к соответствующей категории риска рассматривается в срок не более пяти рабочих дней.
6.9. Досудебное обжалование осуществляется в порядке, предусмотренном главой 9 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ.
Начальник управления документационного обеспечения Правительства Ростовской области |
В.В. Лозин |
Приложение N 1
к Положению о региональном
государственном контроле (надзоре)
в области продажи безалкогольных
тонизирующих напитков
(в том числе энергетических)
Критерии
отнесения объектов регионального
государственного контроля к категориям риска
N п/п | Категория риска | Критерий отнесения объекта контроля к категории риска |
1 | 2 | 3 |
1. | Средний риск | наличие в отношении контролируемого лица в течение одного года, предшествующего дате принятия решения об отнесении объекта контроля к категории риска, вступивших в законную силу двух и более постановлений о назначении административного наказания за совершение административного правонарушения в области продажи безалкогольных тонизирующих напитков (в том числе энергетических) |
2. | Умеренный риск | наличие
в отношении контролируемого лица в течение одного года, предшествующего дате
принятия решения об отнесении объекта контроля к категории риска, вступившего
в законную силу постановления |
3. | Низкий риск | деятельность
контролируемых лиц, не отнесенная |
Приложение N 2
к Положению о региональном
государственном контроле (надзоре)
в области продажи безалкогольных
тонизирующих напитков
(в том числе энергетических)
Ключевые показатели
регионального государственного контроля и их целевые значения
Ключевой показатель | Целевое значение |
1 | 2 |
Доля контролируемых лиц, привлеченных к административной ответственности за совершение административного правонарушения в области продажи безалкогольных тонизирующих напитков (в том числе энергетических), по отношению к общему количеству контролируемых лиц | 0 |
Приложение N 3
к Положению о региональном
государственном контроле (надзоре)
в области продажи безалкогольных
тонизирующих напитков
(в том числе энергетических)
Индикативные показатели
регионального государственного контроля
1. Количество внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий, проведенных за отчетный период.
2. Количество профилактических визитов, проведенных за отчетный период.
3. Количество предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований, объявленных за отчетный период.
4. Количество контрольных (надзорных) мероприятий, по результатам которых выявлены нарушения обязательных требований, за отчетный период.
5. Количество контрольных (надзорных) мероприятий, по итогам которых возбуждены дела об административных правонарушениях, за отчетный период.
6. Сумма административных штрафов, наложенных по результатам контрольных (надзорных) мероприятий, за отчетный период.
7. Количество направленных в органы прокуратуры заявлений о согласовании проведения контрольных (надзорных) мероприятий за отчетный период.
8. Количество направленных в органы прокуратуры заявлений о согласовании проведения контрольных (надзорных) мероприятий, по которым органами прокуратуры отказано в согласовании, за отчетный период.
9. Общее количество жалоб, поданных контролируемыми лицами в досудебном порядке за отчетный период.
10. Количество жалоб, поданных контролируемыми лицами в досудебном порядке, по итогам рассмотрения которых принято решение о полной либо частичной отмене решения департамента либо о признании действий (бездействия) должностных лиц департамента недействительными, за отчетный период.
11. Количество заявлений (административных исковых заявлений) об оспаривании решений, действий (бездействия) должностных лиц департамента, направленных контролируемыми лицами в судебном порядке, за отчетный период.
12. Количество заявлений (административных исковых заявлений) об оспаривании решений, действий (бездействия) должностных лиц департамента, направленных контролируемыми лицами в судебном порядке, по которым принято решение об удовлетворении заявленных требований, за отчетный период.
13. Количество контрольных (надзорных) мероприятий, проведенных с грубым нарушением требований к организации и осуществлению регионального государственного контроля и результаты которых были признаны недействительными и (или) отменены, за отчетный период.