Правовые акты Ростовской области
ПРАВОВЫЕ АКТЫ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Сборник законов и других нормативно-правовых документов
Бесплатная консультация юриста. Горячая линия: 8 (800) 302-68-51
Реклама jurik.ru

Постановление Правительства Ростовской области от 08.09.2025 N 661 "Об утверждении Концепции развития культурно-досуговых учреждений клубного типа в Ростовской области на период до 2030 года"

 

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 

от 08.09.2025 N 661

 

г. Ростов-на-Дону

 

 

Об утверждении

Концепции развития культурно-досуговых учреждений

клубного типа в Ростовской области на период до 2030 года

 

 

В целях оказания государственной поддержки и стимулирования развития культурно-досуговых учреждений клубного типа в Ростовской области на период до 2030 года, сохранения лучших традиций донской культуры Правительство Ростовской области постановляет:

 

1. Утвердить Концепцию развития культурно-досуговых учреждений клубного типа в Ростовской области на период до 2030 года согласно приложению.

2. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований в Ростовской области учитывать положения Концепции развития культурно-досуговых учреждений клубного типа в Ростовской области на период до 2030 года при разработке и реализации мероприятий по поддержке и развитию муниципальных культурно-досуговых учреждений.

3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.

4. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Губернатора Ростовской области Гуськова И.А.

 

 

Временно исполняющий обязанности

Губернатора Ростовской области

 

Ю.Б. Слюсарь

 

 

Постановление вносит

министерство культуры

Ростовской области

 

 

 


Приложение

к постановлению

Правительства

Ростовской области

от 08.09.2025 N 661

 

 

КОНЦЕПЦИЯ

развития культурно-досуговых учреждений

клубного типа в Ростовской области на период до  2030 года

 

 

1. Общие положения

 

1.1. Концепция развития культурно-досуговых учреждений клубного типа в Ростовской области на период до 2030 года (далее – Концепция) определяет основные цели, задачи, направления развития деятельности культурно-досуговых учреждений клубного типа в Ростовской области и ожидаемые результаты реализации Концепции.

Концепция разработана в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Законом Российской Федерации от 09.10.1992 N 3612-1 «Основы законодательства Российской Федерации о культуре», Указом Президента Российской Федерации от 24.12.2014 N 808 «Об утверждении Основ государственной культурной политики», Стратегией государственной культурной политики на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 11.09.2024 N 2501-р, Областным законом от 22.10.2004 N 177-ЗС «О культуре», постановлением Правительства Ростовской области от 26.12.2018 N 864 «Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Ростовской области на период до 2030 года», постановлением Правительства Ростовской области от 17.10.2018 N 653 «Об утверждении государственной программы Ростовской области «Развитие культуры и туризма».

1.2. Для целей настоящей Концепции используются следующие понятия:

клубная деятельность – это разнообразие форм и видов социально-культурной деятельности, осуществляемых в культурно-досуговых учреждениях клубного типа и других организациях с целью обеспечения доступа к культурным ценностям и творческой самореализации, сохранения и актуализации традиций народной культуры, укрепление российской идентичности и улучшения качества жизни населения Ростовской области;

социально-культурная деятельность – исторически обусловленный и социально-востребованный процесс преобразования культуры и культурных ценностей в объект взаимодействия личности и социальных групп в интересах развития каждого члена общества. Проводится в свободное (досуговое) время, отличается добровольностью и свободой выбора, инициативностью различных коллективов, активностью индивидуумов, учитывает потребности и интересы человека;

любительское творчество – творческая деятельность людей без профессионального образования в избранном направлении творчества, в рамках их свободного времени. Любительское творчество имеет коллективные или индивидуальные формы, как организованные (в рамках клубных формирований с помощью специалистов культурно-досуговой деятельности), так и неорганизованные (самостоятельное творчество). Любительское творчество ориентировано на публичные формы представления результатов своей деятельности;

народное художественное творчество – любительское художественное творчество, опирающееся на образцы традиционной культуры и выполняющее задачи актуализации и популяризации народных традиций;

техническое творчество – вид творческой деятельности, направленный на создание объекта по новым или существующим образцам техники и технологии, характеризующееся оригинальностью процесса и его результата в целях преобразовании природы и улучшения качества жизни;

учреждение культуры клубного типа (культурно-досуговое учреждение клубного типа, клубное учреждение) – некоммерческая культурно-досуговая организация, основной деятельностью которой является предоставление населению разнообразных услуг социально-культурного характера, создание условий для занятий любительским художественным и техническим творчеством, сохранения и актуализации народных традиций (далее – КДУ клубного типа);

централизованная клубная система – объединение, представляющее собой целостное клубное учреждение, функционирующее на основе общего управления, единого штата, организационного и технологического единства (далее – ЦКС). ЦКС состоит из центрального муниципального клубного учреждения и филиалов, являющихся его структурными подразделениями;

центр культурного развития, инновационный культурный центр – многофункциональное КДУ клубного типа, совмещающее функции учреждения культуры (проведение концертов, выставок, спектаклей, кинопоказов), образовательного центра (проведение мастер-классов, организация методической помощи, курсов, медиатек, творческих студий и мастерских) и общественного пространства (организация досуга, дискуссионных клубов, проведение физкультурно-оздоровительных мероприятий);

клубное формирование – добровольное объединение людей, основанное на общности интересов, запросов и потребностей в занятиях любительским художественным и техническим творчеством, в совместной творческой деятельности, способствующей развитию дарований его участников, освоению и созданию ими культурных ценностей, а также основанное на единстве стремления людей к получению актуальной информации и прикладных знаний в различных областях общественной жизни, культуры, литературы и искусства, науки и техники, к овладению полезными навыками в области культуры быта, здорового образа жизни, организации досуга и отдыха (кружки, коллективы и студии любительского художественного и технического творчества, любительские объединения и клубы по интересам, клубные формирования творческого, просветительского, физкультурно-оздоровительного, технического и тому подобные);

культурно-массовое мероприятие – социальное событие с участием множества граждан, направленное на удовлетворение их духовных, физических и иных потребностей, являющееся формой реализации их прав и свобод, способствующее общественному взаимодействие и формированию общих взглядов, проводимое в специально определенных местах, предназначенных (в том числе временно) или подготовленных для проведения такого мероприятия. Культурно-массовые мероприятия делятся на культурно-досуговые (народные гуляния, праздники, ярмарки, фестивали) и информационно-просветительские (лекции, семинары, круглые столы).

1.3. Государственная поддержка и стимулирование развития КДУ клубного типа основано на следующих принципах государственной культурной политики:

территориальное и социальное равенство граждан, в том числе граждан с ограниченными возможностями здоровья, в реализации права на доступ к знаниям, информации и культурным ценностям, участие в культурной жизни и пользование организациями культуры;

открытость и взаимодействие с другими народами и культурами, представление об отечественной культуре как о неотъемлемой части мировой культуры;

свобода творчества и невмешательство государства в творческую деятельность;

делегирование государством части полномочий по реализации мероприятий в сфере культуры общественным институтам.

В основу Концепции положена идея возрастающей роли культурно-досуговой сферы в решении общесоциальных проблем единства, сохранения самобытности российского общества, развития творческого и интеллектуального потенциала нации.

В условиях, когда культура становится все более значимым фактором общественного развития, особенно важна реализация конституционных гарантий на участие граждан в культурной жизни страны, доступ к культурным ценностям вне зависимости от места их проживания.

1.4. На данный момент количество КДУ клубного типа составляет 1 216 единиц (в том числе государственных и муниципальных – 1 199, из них в сельской местности – 1 103 единицы, что составляет 92,0 процента), это самая массовая сеть учреждений культуры. Если количество посетителей театров составило в 2024 году 1 070,4 тыс. человек, пользователей библиотек – 26 662,63 тыс. человек, то число посетителей мероприятий, проводимых клубными учреждениями, более 75 000,0 тыс. человек, из них на платных мероприятиях – 1 382,3 тыс. человек.

Концепция призвана раскрыть просветительский характер деятельности клубных учреждений, отделив их в сознании россиян от развлекательных, коммерческих организаций.

В Концепции сформулированы ключевые понятия, проанализированы подходы к организации клубной деятельности, определены ее функции, принципы взаимоотношений с государством, дана историческая справка развития КДУ клубного типа в Ростовской области, проведен анализ работы по направлениям деятельности, а также намечены приоритетные направления государственной поддержки клубной деятельности, рассчитанные на среднесрочную перспективу.

 

2. Цели и задачи Концепции

 

2.1. Целью настоящей Концепции является формирование механизмов, способствующих сохранению и развитию клубной сферы как инструмента в достижении стратегических целей укрепления гражданской идентичности и межнационального согласия, передаче от поколения к поколению традиционных российских ценностей и норм, традиций, обычаев и образцов поведения, а также интеграции с наукой, техникой, современными достижениями в области творческой и интеллектуальной самореализации граждан.

2.2. Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:

совершенствование правового регулирования в части актуализации, унификации подходов к деятельности клубных учреждений всех форм собственности;

модернизация инфраструктуры клубной деятельности, в том числе путем реализации мер для обеспечения инвестиционной привлекательности клубных учреждений, развития государственно-частного партнерства, с учетом изменившихся социально-экономических условий, интеграционных и миграционных процессов и внедрения новых информационных и мультимедийных технологий;

развитие клубной деятельности (и, соответственно, повышение статуса клубного работника) как ресурса постоянной мотивации личности к познанию, творчеству, труду, искусству и здоровому образу жизни;

обеспечение населению доступа к культурным ценностям и технологиям независимо от места проживания, состояния здоровья, социально-экономического положения.

 

3. Учреждения культуры клубного типа как

основные субъекты клубной деятельности

 

3.1. Историческое развитие клубной деятельности.

История клубной деятельности в Ростовской области тесно связана с утверждением идеалов просветительства и самодеятельного творчества в рамках дореволюционного внешкольного образования, а затем, в советский период, культурно-просветительной работы.

С середины XIX века на волне подъема народно-демократического движения в России получило широкое распространение народное просветительство. Одним из основных институтов стали народные дома, которые создавались земствами, городскими думами, обществами грамотности или частными лицами с просветительскими целями как общедоступные культурно-просветительные учреждения, объединявшие все формы образовательной и досуговой деятельности.

Первый народный дом в Ростовской области был построен по заказу Николая Парамонова специально для рабочих и их семей в 1909 году в городе Шахты. В здании был театральный зал на 1200 человек, организованы библиотека, школа, общество трезвости, различные студии, впервые в городе прошел сеанс кинематографа.

Второй народный дом в городе Ростове-на-Дону в честь 50-летия ликвидации крепостничества в России в 1861 году начали строить в1914 году. В 1926 году недострой передали табачной фабрике под дом культуры.

В советское время народные дома преобразовали во дворцы (дома) культуры и рабочие клубы, дополнив культурно-просветительскую функцию идеологической.

Массовое развитие подобных учреждений началось в СССР с ноября 1920 г., когда декретом Совнаркома был образован Главполитпросвет. Первые дворцы и дома культуры в СССР были открыты в 1923–1924 годах в Москве. Дворцы культуры и рабочие клубы появились и в городе Ростове-на-Дону.

Клуб советских торговых работников обосновался в бывшем Коммерческом клубе (здание нынешнего Дома офицеров). Клуб Приказчиков (старое здание Музкомедии) стал Клубом табачников. Под клубы были приспособлены и некоторые доходные дома. Например, доходный дом купца Антимонова на Темерницкой стал Клубом связистов (с 1966 года это Дом культуры работников службы быта (в просторечье «Дунькин клуб»), в настоящее время – Городской дом творчества).

Первым специально построенным дворцом культуры стал Лендворец, торжественное открытие которого состоялось 6 ноября 1927 г. В 1928 году Лендворец впервые принял посетителей.

Пик клубной жизни Ростова-на-Дону – 1926 год. Открываются дом культуры имени Рыкова при кожзаводе на Зеленом острове, клуб союза электриков. В 1928 – 1929 годах заводской клуб для строителей Сельмашстроя располагался в помещении столовой.

В Ростовской области дома культуры и клубы открывались на базе красных уголков, изб-читален, созданных в 20 – 30 годах XX века в коллективных хозяйствах, советских хозяйствах, на промышленных предприятиях. Активно велась просветительская деятельность, организовывался досуг населения. Развитие получали различные жанры самодеятельного народного творчества. Популярными были создаваемые при вышеназванных учреждениях инструментальные оркестры, агиткультбригады, хоровые коллективы. Строились новые здания, укреплялась материально-техническая база учреждений, которые становились центрами культурного притяжения населения.

Клубы организуются как самостоятельные учреждения и первым направлением их работы становится культурно-просветительская деятельность, которая как самостоятельная область идеологической работы развивалась после Октябрьской революции 1917 года и была непосредственно связана с осуществлением в СССР культурной революции. Эта деятельность в СССР имела следующие основные задачи: формирование коммунистического мировоззрения, трудовое воспитание, нравственное воспитание, атеистическое воспитание, научно-техническая пропаганда и распространение экономических знаний, эстетическое воспитание, физическое воспитание и другое.

Bтopoe направление возникло в конце 20-х и начале 30-х годов XX века. Это – развитие жанров народного художественного творчества. Появилось понимание, что клубная деятельность неразрывно связана с жанрами народного творчества. Осознание того, что любительское творчество является мощным средством сохранения и популяризации национальных художественных традиций. Именно в этот период был заложен фундамент государственной культурной политики в области межнациональных отношений. Это направление нуждается в особом методическом, ресурсном обеспечении, репертуарной политике.

Третье направление сформировалось в 90-е годы двадцатого столетия, в переломный для страны период становления демократического общества. Приоритетной для клубов стала культурно-досуговая деятельность, ошибочно понимаемая зачастую как культурно-развлекательная. Эта деятельность направлена на различные категории населения: дети, подростки, молодежь, экономически активное население, люди пожилого возраста с активной жизненной позицией, люди, попавшие в трудную жизненную ситуацию и так далее. Данное направление имеет целевую аудиторию и, как следствие, свою специфику форм воздействия и организации деятельности такой аудитории. При этом необходим учет интересов личности, индивидуальность, а не ориентация на обезличенного потребителя.

Четвертое направление впервые официально было сформулировано 26 декабря 2006 г. на заседании Государственного Совета, посвященном государственной поддержке традиционной народной культуры в Российской Федерации. Это направление – деятельность по сохранению традиционной народной культуры. Оно является уникальным на каждой территории России и, соединяясь в общую картину, призвано формировать общее представление о неповторимом национальном облике России.

Культура Донского края многообразна и самобытна. Регион многонациональный. Люди всех проживающих народов чтят свои обычаи, традиции, сохраняет песенное, танцевальное, обрядовое искусство.

Исторически сложилось четыре основных приоритетных направления клубной деятельности, которые являются наиболее продуктивными с точки зрения социально-экономических, географических особенностей и многонационального состава нашей страны. Деятельность клубных учреждений на современном этапе должна сложиться в новые формы на основе лучших практик, наработанных в рамках всех четырех направлений.

Клубные учреждения должны, с одной стороны, эффективно выполнять задачи, направленные на сохранение и актуализацию национальных культур народов России, творческое развитие личности, быть очагами культурного просветительства, и в то же время гибко и оперативно реагировать на меняющиеся запросы населения, предлагая ему современные, подкрепленные новейшими технологиями услуги в области эстетически и интеллектуально развивающего досуга.

3.2. Сеть КДУ клубного типа в Ростовской области.

В постсоветское время Российская Федерация начинает реформирование культурно-просветительских учреждений в части наделения их основной приоритетной функцией – организацией досуга населения. Культурное просветительство отходит на второй план. Учреждения стали называться культурно-досуговыми.

В 2009 году КДУ клубного типа в Ростовской области насчитывалось 1315 государственных и муниципальных сетевых единиц, из них в сельской местности – 1199 единиц. По итогам 2024 года общее количество КДУ клубного типа в регионе составило 1199 единиц (третье место в России). Сокращение сети данных учреждений составило 116 единиц (8,8 процента) по Ростовской области к уровню 2009 года.

В то же время именно в этот период идет активный поиск новых форм клубной деятельности, ширится типология учреждений клубного типа. В Ростовской области появляются такие виды клубных учреждений, как: дома дружбы народов, национально-культурные центры, социально-культурные центры и другие. Создание подобных учреждений – это поддержка органами местного самоуправления Ростовской области определенных направлений клубной работы: национальных культур, сохранение особенностей бытования традиционной культуры в отдельной территории.

Учреждения культуры клубного типа в сельской местности наделялись статусом юридического лица по принципу централизованных клубных систем с централизацией на бaзe районного дома культуры или сельского дома культуры.

Типология КДУ клубного типа клубного типа независимо от их ведомственной принадлежности на современном этапе представлена следующими видами:

по административно-территориальному принципу подразделяются на региональный дом народного творчества, муниципальные клубы, дома и дворцы культуры, центры культурного развития, социально-культурные, культурно-досуговые центры и другие учреждения;

по видам деятельности КДУ клубного типа может быть: многопрофильным, обеспечивающим поддержку и развитие культурно-творческой, просветительской и досуговой деятельности различных направлений, форм, видов и жанров (в том числе многофункциональные передвижные культурные центры: автоклубы, агиткультбригады и другие); однопрофильным, обеспечивающим деятельность на основе конкретного направления или вида клубной работы, а также смешанного типа;

в зависимости от культурных интересов определенных профессиональных, национальных и других социально-демографических категорий населения: центры эстетического воспитания детей, технического творчества, клубы ветеранов, женщин, молодежи, центры традиционной культуры, дома ремесел и фольклора, национально-культурные центры и другие учреждения

3.3. Анализ деятельности КДУ клубного типа в Ростовской области.

Деятельность КДУ клубного типа на сегодняшний день осуществляется в двух основных формах: работа клубных формирований и проведение культурно-массовых мероприятий. Данные формы остаются актуальными.

Растущий спрос жителей региона к организации интересного досуга приводит к стабильному росту количества клубных формирований в таких жанрах, как: хореографическое, вокальное, инструментальное, театральное, декоративно-прикладное искусство.

Количество КДУ клубного типа с 2019 года сократилось на 30 сетевых единиц, что повлекло уменьшение числа клубных формирований на 30 единиц (на 0,2 процента), число участников в них в Ростовской области за этот же период выросло на 1777 человек (на 0,7 процента). По результатам 2024 года количество клубных формирований в Ростовской области составило 14 088 единиц (третье место в России), количество участников в них – 240 972 человека (второе место в России). При этом число клубных формирований и участников в них на одно КДУ клубного типа незначительно увеличилось и составило 11,7 и 201 соответственно.

 

Анализ работы клубных формирований и их участников

 

Наименование показателя

2019 г.

2020 г.

2021 г.

2022 г.

2023 г.

2024 г.

Темп роста значения показателей

за 2024 г.

к показателям за 2019 г.

(в  процентах)

1

2

3

4

5

6

7

8

Число

учреждений, единиц

1229

1221

1213

1205

1202

1199

97,6

Число клубных формирований, единиц

14118

13983

13926

13964

13992

14088

99,8

Число клубных формирований

для детей, единиц

6974

6866

6816

6820

6808

6845

98,2

Число клубных формирований

для молодежи, единиц

3605

3582

3581

3548

3597

3600

99,9

Среднее число клубных

формирований
на одно учреждение, единиц

11,5

11,5

11,5

11,6

11,6

11,7

101,7

Число участников клубных формирований, человек

239195

236145

235533

235533

239038

240972

100,7

Число участников клубных формирований

для детей, человек

113793

112000

111652

111903

113044

113577

99,8

Число участников клубных формирований

для молодежи, человек

63789

63574

63960

64322

65914

66241

103,8

Среднее число участников клубных

формирований на одно учреждение, человек

195

193

194

197

199

201

103,1

 

Анализ развития самодеятельного народного творчества показывает, что в 2024 году по сравнению с 2019 годом уменьшилось число коллективов самодеятельного народного творчества на 19 единиц и увеличилось число участников в них на 1577 человек.

Сокращение числа коллективов обусловлено сокращением количества учреждений, при этом среднее число клубных формирований самодеятельного народного творчества на одно учреждение увеличилось на 2,7 процента. Стабильный рост числа участников творческих коллективов свидетельствует о все возрастающей тяге жителей региона к познанию подлинных национальных традиций, истории малой Родины, созданию уникальных культурных брендов территории, к творческому развитию, общению и познанию.

 

Анализ работы клубных формирований

самодеятельного народного творчества

 

Наименование показателя

2019 г.

2020 г.

2021 г.

2022 г.

2023 г.

2024 г.

Темп роста значения показателей

за 2024 г.

к показателям за 2019 г.
(в процентах)

1

2

3

4

5

6

7

8

Число учреждений, единиц

1229

1221

1213

1205

1202

1199

97,6

Число клубных формирований самодеятельного народного творчества, единиц

9115

9117

9079

9071

9048

9096

99,8

Число клубных формирований самодеятельного народного творчества для детей, единиц

5436

5388

5333

5327

5289

5302

97,5

Число клубных формирований самодеятельного народного творчества для молодежи, единиц

1878

1882

1891

1869

1905

1913

101,9

Среднее число клубных

формирований самодеятельного народного творчества на одно учреждение, единиц

7,4

7,5

7,5

7,5

7,5

7,6

102,7

 

Наблюдается изменение количества коллективов самодеятельного народного творчества для детей и молодежи, что связано с переходом детских коллективов в разряд молодежных, при этом общее число коллективов остается неизменным.

 

Анализ числа участников в клубных формированиях

самодеятельного народного творчества для детей и молодежи

 

Наименование показателя

2019 г.

2020 г.

2021 г.

2022 г.

2023 г.

2024 г.

Темп  роста значения показателей

за 2024 г.

к показателям за 2019 г.

(в процентах)

1

2

3

4

5

6

7

8

Число учреждений, единиц

1229

1221

1213

1205

1202

1199

97,6

Число участников клубных формирований самодеятельного народного творчества, человек

129619

129540

129191

129680

130115

131196

101,2

Число участников клубных формирований самодеятельного народного творчества для детей, человек

81456

80728

80235

80625

80782

81374

99,9

Число участников клубных формирований самодеятельного народного творчества
для молодежи, человек

26287

26318

26631

26518

27281

27447

104,4

Среднее число участников клубных

формирований самодеятельного народного творчества
на одно учреждение, человек

105,5

106,1

106,5

107,6

108,2

109,4

103,7

 

В Ростовской области сегодня 318 самодеятельных коллективов имеют звание «Народный коллектив Ростовской области» (далее – «народный»), 65 самодеятельных коллективов имеют звание «Образцовый коллектив Ростовской области» (далее – «образцовый»), 5 коллективов – «Заслуженный коллектив народного творчества». Наибольшее количество коллективов, имеющих звание «Народный (образцовый) коллектив Ростовской области», действуют в 7 муниципальных районах и 4 городах.

 

Анализ числа

коллективов самодеятельного народного

творчества, имеющих почетные звания

 

 

Наименование показателя

2020 г.

2021 г.

2022 г.

2023 г.

2024 г.

1

2

3

4

5

6

Число коллективов самодеятельного народного творчества, имеющих звание «заслуженный коллектив народного творчества», единиц

4

4

4

4

5

Число участников коллективов самодеятельного народного творчества, имеющих звание «заслуженный коллектив народного творчества», человек

133

80

135

126

149

Число коллективов самодеятельного народного творчества, имеющих звание «народный», единиц

330

334

337

331

318

Число участников коллективов самодеятельного народного творчества, имеющих звание «народный», человек

6218

6346

6666

6342

6232

Число коллективов самодеятельного народного творчества, имеющих звание «образцовый», единиц

73

72

71

70

65

Число участников коллективов самодеятельного народного творчества, имеющих звание «образцовый», человек

2436

2431

2429

2343

1998

 

Наблюдается увеличение числа творческих коллективов и участников в них, имеющих звание лауреат международного, всероссийского, регионального конкурсов, что говорит о качестве работы данных коллективов.

 

 

Анализ числа коллективов, имеющих

звания победителей конкурсов

 

Наименование показателя

2020 г.

2021 г.

2022 г.

2023 г.

2024 г.

1

2

3

4

5

6

Число коллективов самодеятельного народного творчества, имеющих звание «лауреат международного конкурса», единиц

394

509

564

671

530

Число участников коллективов самодеятельного народного творчества, имеющих звание «лауреат международного конкурса», человек

4499

6651

6509

8657

6980

Число коллективов самодеятельного народного творчества, имеющих звание «лауреат всероссийского конкурса», единиц

267

330

375

422

377

Число коллективов самодеятельного народного творчества, имеющих звание «лауреат всероссийского конкурса», человек

2799

4131

4106

5428

5043

Число коллективов самодеятельного народного творчества, имеющих звание «лауреат регионального конкурса», единиц

162

130

230

262

294

Число участников коллективов самодеятельного народного творчества, имеющих звание «лауреат регионального конкурса», человек

2219

1872

3182

3446

3677

 

В КДУ клубного типа Ростовской области функционируют клубные формирования по следующим жанрам народного творчества: вокальный, хореографический, театральный, цирковой, инструментальный, декоративно-прикладное искусство, техническое творчество.

Вокальный жанр является наиболее востребованным и популярным жанром в Ростовской области среди прочих жанров самодеятельного народного творчества. Относительное снижение статистических показателей по жанру являлось прямым следствием сложной эпидемиологической ситуации в 2020 году, переходом творческой деятельности на новые формы работы. Снижение количества вокальных самодеятельных коллективов в 2020 году до 3017 связано в том числе с уменьшением количества учреждений, числа специалистов, работающих в данном жанре в клубной сети. При этом востребованность вокального жанра доказывается дальнейшим стабильным числом количества коллективов и участников в них на одно учреждение. Количество вокальных клубных формирований (хоры, ансамбли, студии и другие) в 2024 году возросло и составляло 3037 единиц, в них насчитывалось 37597 участников.

Анализ работы клубных формирований (вокальный жанр)

 

Наименование показателя

2019 г.

2020 г.

2021 г.

2022 г.

2023 г.

2024 г.

Темп  роста значения показателей

за 2024 г.
к показателям за 2019 г.

(в процентах)

1

2

3

4

5

6

7

8

Число учреждений, единиц

1229

1221

1213

1205

1202

1199

97,6

Число вокальных коллективов, единиц

3253

3017

3040

3038

3028

3037

93,4

В них участников, человек

40943

37644

37806

37698

37788

37597

91,8

Среднее число клубных

формирований самодеятельного народного творчества (вокальный жанр)

на одно учреждение, единиц

2

2

2

2

2

2

100,0

Среднее число участников в клубных формированиях (вокальный жанр)
на одно учреждение, человек

33

31

31

31

31

31

94,1

 

Популярность хореографического творчества в Ростовской области среди жанров народного творчества занимает второе место, уступая только вокальному. Количество клубных формирований этого жанра составляет около 22 процентов от всех клубных формирований, работающих в учреждениях культуры Ростовской области. Хореографический жанр объединяет коллективы классического, народного, бального, эстрадного танца и других направлений современной хореографии. На 2024 год в КДУ клубного типа Ростовской области насчитывалось 1990 хореографических клубных формирований. Общее уменьшение числа коллективов и участников в них по сравнению с 2019 годом связано с уменьшением количества учреждений, при этом среднее число коллективов и участников в них на одно учреждение клубного типа стабильно.

 

Анализ работы клубных формирований

(хореографический жанр)

 

Наименование показателя

2019 г.

2020 г.

2021 г.

2022 г.

2023 г.

2024 г.

Темп  роста значения показателей

за 2024 г.
к показателям за  2019 г.

(в процентах)

1

2

3

4

5

6

7

8

Число учреждений, единиц

1229

1221

1213

1205

1202

1199

97,6

Число хореографических коллективов, единиц

2103

2048

2022

2001

1987

1990

94,6

В них участников, человек

34354

32965

33089

33047

33165

33344

97,1

Среднее число клубных

формирований самодеятельного народного творчества (хореографический жанр)  на одно учреждение, единиц

1,7

1,7

1,7

1,7

1,7

1,7

100,0

Среднее число участников
в клубных формированиях самодеятельного народного творчества (хореографический жанр) на одно учреждение, человек

28,0

27,0

27,3

27,4

27,6

27,8

99,3

 

На третьем месте по востребованности среди жанров народного творчества находится театральное искусство. Жанр представлен драматическими, музыкальными театральными коллективами, театрами кукол, театрами эстрады, агитбригадами. Количество театральных коллективов
в 2024 году составило 1625 единиц.

 

Анализ работы клубных формирований (театральный жанр)

 

Наименование показателя

2019 г.

2020 г.

2021 г.

2022 г.

2023 г.

2024 г.

Темп  роста значения показателей

за 2024 г.
к показателям за  2019 г.

(в процентах)

1

2

3

4

5

6

7

8

Число театральных коллективов, единиц

1614

1635

1622

1615

1609

1625

100,7

В них участников, человек

23277

23583

23264

23441

23492

24071

103,4

 

Уменьшение количества инструментальных коллективов и числа участников в них также связано с уменьшением количества КДУ клубного типа и стабильно при расчете данных показателей на одно учреждение.

 

Анализ работы клубных формирований (инструментальный жанр)

 

Наименование показателя

2019 г.

2020 г.

2021 г.

2022 г.

2023 г.

2024 г.

Темп  роста значения показателей

за 2024 г.
к показателям за  2019 г.

(в процентах)

1

2

3

4

5

6

7

8

Число учреждений, единиц

1229

1221

1213

1205

1202

1199

97,6

Число инструментальных коллективов, единиц

343

341

347

339

335

323

94,2

В них участников, человек

3434

3446

3507

3477

3511

3316

96,6

Среднее число клубных

формирований самодеятельного народного творчества (инструментальный жанр) на одно учреждение, единиц

0,3

0,3

0,3

0,3

0,3

0,3

100,0

Среднее число участников
в клубных формированиях самодеятельного народного творчества (инструментальный жанр) на одно клубное формирование, единиц

10

10

10

10

10

10

100,0

 

По состоянию на конец 2024 года в Ростовской области действует 786 клубных формирований по направлению изобразительного и декоративно­прикладного искусства, из них 2 коллектива имеют звание «Народный», 1 коллектив – «Образцовый» коллектив Ростовской области. Жанр объединяет 12589 участников. Наиболее развитыми направлениями декоративно-прикладного искусства, не требующими особой поддержки, но в то же время обладающими потенциалом к брендированию региона в сфере народных ремесел, являются резьба по дереву, лозоплетение, керамика, гончарное ремесло, художественная обработка металла, вышивка, лоскутное шитье, ткачество, бисероплетение, резьба по кости, кружевоплетение, изготовление музыкальных инструментов, оружейное ремесло, роспись керамики и фаянса, валяние шерсти, шорное ремесло.

 

Анализ работы клубных формирований

(декоративно-прикладное искусство)

 

Наименование показателя

2019 г.

2020 г.

2021 г.

2022 г.

2023 г.

2024 г.

Темп  роста значения показателей

за 2024 г.
к показателям
за  2019 г.

(в процентах)

1

2

3

4

5

6

7

8

Число коллективов декоративно-прикладного искусства, единиц

267

270

274

283

292

288

107,9

В  них участников, человек

3978

4083

4154

4347

4527

4511

113,4

 

Анализ работы клубных формирований

(изобразительное искусство)

 

Наименование показателя

2019 г.

2020 г.

2021 г.

2022 г.

2023 г.

2024 г.

Темп  роста значения показателей

за 2024 г.
к показателям
за  2019 г.

(в процентах)

1

2

3

4

5

6

7

8

Число коллективов изобразительного искусства, единиц

446

458

457

468

481

498

111,7

В них участников, человек

7213

7383

7324

7535

7808

8078

112,0

 

Ремесленная деятельность в Ростовской области имеет выраженную специфику, которая обусловлена историко-культурными особенностями региона. Историко-культурная специфика выражается в том, что Донской край является многонациональным регионом. Творения донских умельцев удивляют многообразием форм, яркой образностью, своеобразием исполнения, выразительностью цветовых, пластических, композиционных решений, единением полезности и красоты.

Важной составляющей развития изобразительного и декоративно­ прикладного искусства является организация выставочной деятельности ремесленников и ремесленных мастерских.

Организатором мероприятий, направленных на развитие ремесленной и выставочной деятельности в Ростовской области, выступает  государственное автономное учреждение культуры Ростовской области «Областной дом народного творчества» (далее – ГАУК РО «ОДНТ»). Специалистами учреждения сформирована база данных о мастерах декоративно-прикладного искусства, художниках и фотохудожниках, которых на конец 2024 года в Ростовской области насчитывается 4727 человек.

В базе данных 16 мастеровых семей, в которых сохраняют и передают из поколения в поколение такие традиционные ремесла, как лозоплетение, обработка дерева, керамика, лоскутное шитье, традиционная игрушка, пошив народных казачьих костюмов, оружейное дело, изготовление музыкальных инструментов. Создан каталог применяемых мастерами декоративно-прикладного искусства техник и технологий. Систематическая работа направлена на сохранение результатов ремесленной деятельности и приобщение к традиционным направлениям декоративно-прикладного искусства населения Донского края. Проводимые в регионе народные праздники, фестивали, конкурсы сопровождаются выставками-ярмарками. Традиционным стал выставочный проект «Город мастеров». Яркими работами на выставках представлены наряду с традиционными донскими ремеслами такие как: народная кукла, художественная керамика, гобелен, таксидермия,  инкрустация, роспись (по стеклу, фаянсу, дереву), батик.

Мерой поощрения и поддержки деятельности мастеров-ремесленников является проведение областного конкурса в соответствии с постановлением Правительства Ростовской области от 22.12.2011 N 265 «О ежегодных разовых выплатах ветеранам сцены, мастерам народной культуры, ветеранам кинематографии». 53 мастера народной культуры поощряются ежегодной разовой денежной выплатой.

На основании постановления Правительства Ростовской области от 03.10.2019 N 714 «Об учреждении звания «Мастер декоративно-прикладного искусства Дона» пяти гражданам, владеющим мастерством изготовления изделий декоративно-прикладного искусства в традициях народного искусства Ростовской области, сохраняющим в своих изделиях художественно-стилевые особенности, традиционные образные, художественно-выразительные средства, художественно-технические приемы, в том числе характерные для Ростовской области, внесшим значительный вклад в развитие творческой деятельности в области декоративно-прикладного искусства в Ростовской области присваивается звание «Мастер декоративно-прикладного искусства Дона» с вручением нагрудного знака «Мастер декоративно-прикладного искусства Дона» и диплома «Мастер декоративно-прикладного искусства Дона».

По состоянию на конец 2024 г. в Ростовской области насчитывается 178 коллективов самодеятельного народного творчества, функционирующих в жанре «фольклор».

За последние пять лет наблюдается снижение количества коллективов и числа участников в них, что связано с уменьшением количества учреждений и стабильность данных показателей при расчете на одно учреждение.

 

Анализ работы клубных формирований

(жанр «фольклор»)

 

Наименование показателя

2019 г.

2020 г.

2021 г.

2022 г.

2023 г.

2024 г.

Темп  роста значения показателей

за 2024 г.
к показателям за  2019 г.

(в процентах)

1

2

3

4

5

6

7

8

Число учреждений, единиц

1229

1221

1213

1205

1202

1199

97,6

Число фольклорных  коллективов, единиц

222

209

199

192

182

178

80,2

В них участников, человек

3076

2912

2799

2677

2580

2536

82,4

Среднее число клубных

формирований самодеятельного народного творчества (фольклорные коллективы)

 на одно учреждение, единиц

0,2

0,2

0,2

0,2

0,2

0,2

100,0

Среднее число участников
в клубных формированиях самодеятельного народного творчества (фольклорные коллективы)

на одно клубное формирование, человек

14

14

14

14

14

14

100,0

 

Многообразие жанров представлено небольшим количеством коллективов кино-фото-видеолюбителей и циркового искусства. Если в связи с популяризацией, развитием современных технологий востребованность кино-фото-видеоискусства после незначительного падения показателей в 2020 году в связи эпидемиологической обстановкой вновь возрастает, то отсутствие кадров в области циркового искусства ведет к сокращению коллективов данного жанра и числа участников в них.

 

Анализ работы клубных формирований

(кино-фото-видеолюбители)

 

Наименование показателя

2019 г.

2020 г.

2021 г.

2022 г.

2023 г.

2024 г.

Темп  роста значения показателей

за 2024 г.
к показателям за  2019 г.

(в процентах)

1

2

3

4

5

6

7

8

Число коллективов кино-фото-видео любителей, единиц

115

103

106

110

109

109

94,8

1

2

3

4

5

6

7

8

В них участников, человек

1698

1601

1570

1594

1576

1569

92,4

 

Анализ работы клубных формирований

(цирковое искусство)

 

Наименование показателя

2019 г.

2020 г.

2021 г.

2022 г.

2023 г.

2024 г.

Темп  роста значения показателей

за 2024 г.
к показателям за  2019 г.

(в процентах)

1

2

3

4

5

6

7

8

Число коллективов циркового искусства, единиц

8

8

7

8

4

4

50,0

В них участников, человек

180

137

130

127

51

54

30,0

 

По числу проведенных культурно-массовых мероприятий Ростовская область занимает четвертое место в России. Данный показатель в 2024 году составил 320 417 мероприятий. Количество посетителей составило 72 800,1 тыс. человек, из них на платных мероприятиях 1134,4 тыс. человек.

 

Анализ числа проведенных

культурно-массовых мероприятий

 

Наименование показателя

2019 г.

2020 г.

2021 г.

2022 г.

2023 г.

2024 г.

Темп  роста значения показателей

за 2024 г.
к показателям за  2019 г.

(в процентах)

1

2

3

4

5

6

7

8

Число проведенных культурно-массовых мероприятий, единиц

318 942

135 410

267 720

302 816

311 574

320 417

100,5

 

Заметно увеличилась мотивация людей к участию в различных фестивальных, конкурсных мероприятиях. Наиболее масштабными фестивалями являются: всероссийский литературно-фольклорный фестиваль «Шолоховская весна», межрегиональный фестиваль народного творчества «Юг России. Сила традиций», областной праздник «Масленица», областной фестиваль-конкурс театральных коллективов и студий художественного слова «Театральная весна», областной фестиваль-конкурс детско-юношеского творчества «Южный ветер», фестиваль казачьего фольклора «Нет вольнее Дона Тихого», областной фестиваль на родине А.В. Калинина «Калининское лето», областной фестиваль народной казачьей песни «Песни над Чиром», областной фестиваль казачьей культуры «Степь ковыльная».

На долю учреждений культуры клубного типа области от общего числа посещений учреждений культуры области приходится 59 процентов посещений. Именно деятельность КДУ клубного типа позволяет Ростовской области занимать по данному показателю первое место в России по результатам 2024 года.

Число посещений мероприятий в 2024 году по сравнению с 2019 годом увеличилось на 52 процента.

Среднее число посещений на одно мероприятие по Ростовской области в 2024 году составило 227 человек, что на 51 процент больше, чем в 2019 году.

 

Анализ посещаемости культурно-массовых мероприятий

 

Наименование показателя

2019 г.

2020 г.

2021 г.

2022 г.

2023 г.

2024 г.

Темп  роста значения показателей

за 2024 г. показателям за  2019 г.

(в процентах)

1

2

3

4

5

6

7

8

Среднее число посещений на одно мероприятие, человек

150

124

171

192

209

227

151,3

 

3.4. Деятельность по сохранению традиционной народной культуры.

Целью Федерального закона от 20.10.2022 N 402-ФЗ «О нематериальном этнокультурном достоянии Российской Федерации» является создание правовых и организационных основ для обеспечения культурной самобытности всех народов и этнических общностей Российской Федерации и сохранения этнокультурного и языкового многообразия. Федеральный закон от 20.10.2022 N 402-ФЗ направлен на реализацию конституционного права каждого на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, доступ к культурным ценностям и конституционной обязанности каждого заботиться о сохранении исторического и культурного наследия. В правовое пространство введено понятие «нематериальное этнокультурное достояние Российской Федерации» (далее – НЭД), под которым понимается совокупность присущих этническим общностям Российской Федерации духовно-нравственных и культурных ценностей, передаваемых из поколения в поколение, формирующих у них чувство осознания идентичности и охватывающих образ жизни, традиции и формы их выражения, а также воссоздание и современные тенденции развития данного образа жизни, традиций и форм их выражения.

В целях учета, сохранения, изучения, актуализации и популяризации объектов НЭД регионального значения на территории Ростовской области принято постановление министерства культуры Ростовской области от 29.11.2023 N 9 «Об утверждении Порядка формирования и ведения регионального реестра объектов нематериального этнокультурного достояния Ростовской области и Порядка принятия решения о включении объекта в региональный реестр объектов нематериального этнокультурного достояния Ростовской области».

Оператором по эксплуатации, актуализации и развитию регионального реестра является ГАУК РО «ОДНТ».

В реестр объектов нематериального этнокультурного достояния Ростовской области включены следующие объекты:

в категорию «Народные игры, традиционные единоборства и состязания»:

конные и пешие традиционные состязания донских казаков «Шермиции»;

традиционная борьба «ломок» казаков Нижнего Дона.

В категорию «Календарные обряды»:

Донской казачий обходной обряд на Васильев вечер «петь козлика» в хуторе Потапов Волгодонского района;

обряд поклонения духоборов Целинского района Ростовской области;

святочные обходы в станице Раздорской Усть-Донецкого района Ростовской области;

свадебный обряд и песни станицы Верхнекундрюченской Усть-Донецкого района Ростовской области.

В категорию «Музыкально – исполнительские искусства»:

певческое искусство донской казачки Ольги Васильевны Пономаревой из хутора Мрыховского Ростовской области.

В категорию «Технология традиционных ремесел»:

технология изготовления казачьей нагайки в Константиновском районе;

технология изготовления духоборских утирок Целинского района Ростовской области;

технология изготовления традиционного блюда духоборских блинов Целинского района Ростовской области;

технология выращивания винограда по методу «Донская чаша».

В реестр объектов нематериального этнокультурного достояния народов Российской Федерации включены:

в категорию «Народное исполнительство/словесные жанры» – Былинная традиция Северского Донца;

в категорию «Народные игры, традиционные единоборства и состязания» – традиционные игры Донских казаков Ростовской области «Шермиции».

Ежегодно федеральный реестр объектов нематериального этнокультурного достояния народов Российской Федерации и региональный реестр объектов нематериального этнокультурного достояния Ростовской области пополняются новыми объектами, выявленными в том числе в ходе фольклорных экспедиций, организованных ГАУК РО «ОДНТ».

 

4. Материально-техническая база КДУ клубного типа в Ростовской области

 

4.1. Содержание и развитие материально-технической базы КДУ клубного типа определяется как общим состоянием социально-культурной сферы в регионе, так и их функциональным назначением. Развитие материально-технической базы должно в полной мере учитывать социально-демографическую ситуацию в регионе, ее тенденции, культурно-исторические традиции, технологические новации и при этом соответствовать целям и задачам государственной политики в сфере культуры.

Одним из факторов развития культурно-досуговой деятельности является наличие соответствующей материально-технической базы (здания с современными сценическими и выставочными площадками, техническое оборудование, музыкальные инструменты, сценические костюмы и так далее).          Первоочередной мерой поддержки клубной деятельности в части материально-технического обеспечения является проведение комплексного мониторинга обеспеченности населения имеющимися КДУ клубного типа, а также их состояния. Министерством культуры Ростовской области (далее – министерство) осуществляется подготовка методических рекомендаций о применении нормативов и норм оптимального размещения организаций культуры и обеспеченности населения услугами организаций культуры в Ростовской области, методических рекомендаций по организации деятельности КДУ клубного типа в Ростовской области для последующего внедрения, а также поэтапной модернизации действующих учреждений. Меры по комплексной модернизации материально-технической базы будут способствовать выравниванию доступа населения к лучшим образцам творческой деятельности, значительному расширению аудитории пользователей такими учреждениями и возможностью снижения бюджетной нагрузки.

Источниками финансирования развития материально-технической базы КДУ клубного типа в Ростовской области являются средства федерального, областного и местного  бюджетов, в том числе  формы инициативного бюджетирования.

Важную роль в работе по модернизации КДУ клубного типа в Ростовской области, оснащению их современным оборудованием играет федеральная субсидия на обеспечение развития и укрепления материально-технической базы домов культуры в населенных пунктах с числом жителей до 50 тысяч человек. В период с 2020 года за счет средств федерального и областного бюджетов в общей сумме 241 994,9 тыс. рублей оснащен 141 дом культуры.

Большую помощь в работе по обновлению материально-технической базы домов культуры играли мероприятия  по реализации национального проекта «Культура». В 2020 – 2021 годах с целью обеспечения доступности услугами культуры людей, проживающих в отдаленных сельских населенных пунктах, в Ростовской области приобретен 21 передвижной многофункциональный культурный центр (автоклуб). На данные цели направлены средства федерального и областного бюджетов в общем объеме 84 871,4 тыс. рублей.

С 2020 по 2024 год в рамках национального проекта «Культура» капитально отремонтированы 29 КДУ клубного типа Ростовской области в сельской местности на общую сумму 205 341,4 тыс. рублей.

Из областного бюджета в рамках государственной программы Ростовской области «Развитие культуры и туризма» на ремонт КДУ клубного типа за указанный период выделено 2 638 272,1 тыс. рублей.

В 2021 году создан виртуальный концертный зал в муниципальном бюджетном учреждении культуры «Дворец культуры машиностроителей» г. Каменска-Шахтинского (1 000,0 тыс. рублей), в 2024 году – в муниципальном бюджетном учреждении культуры городском дворце культуры города Азова (5 510,2 тыс. рублей).

В рамках регионального проекта «Творческие люди» национального проекта «Культура» с 2020 по 2024 год включительно представлено денежное поощрение 69 лучшим сельским КДУ клубного типа на общую сумму 7 719,3 тыс. рублей.

С 2022 года в рамках государственной программы Ростовской области «Развитие культуры и туризма» ведется работа по приобретению модульных домов культуры. В 2022 – 2023 годах приобретено 11 модульных домов культуры (в Верхнедонском, Белокалитвинском, Боковском,  Каменском, Куйбышевском, Песчанокопском, Миллеровском,  Целинском, Шолоховском районах). На эти цели направлено 430 365,5 тыс. рублей.

 

5. Кадровое обеспечение деятельности КДУ клубного типа

в Ростовской области

 

По данным главного информационно-вычислительного центра Министерства культуры Российской Федерации с 2019 по 2024 год количество работников в КДУ клубного типа, из них штатных в Ростовской области сократилось на 7,7 процента и 8 процентов соответственно. Количество работников, относящихся к основному персоналу, также уменьшилось на 1,3 процента. Число специалистов, имеющих высшее образование, в рамках основного персонала увеличилось на 26,2 процента и составило в 2024 году 1606 человек.

 

Анализ кадрового потенциала

КДУ клубного типа в Ростовской области

 

Изменение числа работников по годам

Наименование показателя

2019 г.

2020 г.

2021 г.

2022 г.

2023 г.

2024 г.

Темп  роста значения показателей

за 2024 г.
к показателям за  2019 г.

(в процентах)

1

2

3

4

5

6

7

8

Численность работников всего, человек

7870

7524

7642

7709

7496

7265

92,3

из них:

 

 

 

 

 

 

 

работников, штатных, человек

7033

6706

6673

6636

6550

6469

92,0

работников, относящихся
к основному персоналу, человек

4671

4528

4574

4651

4783

4608

98,7

Из численности работников, относящихся к основному персоналу, имеют образование:

Наименование показателя

2019

2020

2021

2022

2023

2024

Темп  роста значения показателей

за 2024 г.
к показателям за  2019 г.

(в процентах)

высшее, человек

1273

1288

1398

1497

1553

1606

126,2

среднее

профессиональное, человек

1778

1769

1768

1774

1767

1829

102,9

 

Нельзя не отметить проблему нехватки молодых специалистов в КДУ клубного типа в Ростовской области, которая становится все более острой. Число специалистов имеющих стаж работы до 3 лет по сравнению с 2019 годом сократилось на 17,3 процента, от 3 до 10 лет уменьшилось на 17 процентов, свыше 10 лет увеличилось на 3,7 процента.

 

Анализ числа работников КДУ клубного типа в

Ростовской области по стажу работы

 

Из численности штатных работников имеют стаж работы в профильных учреждениях:

Наименование показателя

2019 г.

2020 г.

2021 г.

2022 г.

2023 г.

2024 г.

Темп  роста значения показателей

за 2024 г. показателям
за 2019 г.

(в процентах)

1

2

3

4

5

6

7

8

до 3 лет, человек

1655

1479

1393

1347

1357

1368

82,7

от 3 до 10 лет, человек

2294

2136

2145

2128

2064

1903

83,0

свыше 10 лет, человек

3084

3091

3135

3136

3129

3198

103,7

 

Наблюдается дефицит кадров в городах и сельских территориях. Особенно это касается аккомпаниаторов, руководителей ансамблей народных и духовых инструментов, фольклорных ансамблей, хормейстеров, балетмейстеров, хореографов, специалистов осветительной и звуковой техники.

В современных реалиях требуются кадры, владеющие инновационными технологиями организации творческого и развивающего досуга, методами работы, проводимой в ходе социокультурной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, поддержки людей с особенностями физического развития, девиантного поведения, помощи в семейном воспитании детей, социокультурной адаптации мигрантов.

В целях формирования эффективной кадровой политики предусматривается в том числе:

внедрение и развитие проекта «Земский работник культуры»: социальная поддержка и привлечение молодых специалистов в сельскую местность;

обеспечение населения рабочими местами в сфере культуры, в том числе создание единого банка данных о вакансиях в государственных (муниципальных) учреждениях культуры;

совершенствование системы подготовки и повышения квалификации специалистов в сфере культуры на базе государственного бюджетного учреждения дополнительного профессионального образования Ростовской области «Областные курсы повышения квалификации работников культуры и искусства» (далее – ГБУ ДПО РО «Облкурсы»);

изучение успешных практик по реализации проектов с применением новых технологий, разработка методик организации творческого и развивающего досуга.

Особое значение приобретает дополнительное образование управленческих и творческих кадров, направленное на их профессиональное развитие, обеспечение соответствия квалификации работников меняющимся условиям деятельности и социальной среды с использованием новых интерактивных форм, современных аудиовизуальных средств и информационных технологий.

Наряду с этим необходимо обеспечить экономические условия для закрепления квалифицированных творческих кадров в сельской местности, такие как: увеличение размера стимулирующих надбавок за работу в сельской местности в установленных пределах, приобретение (на условиях льготного ипотечного кредитования) или предоставление служебного жилья.

Возможным решением кадровой проблемы является организация подготовки (переподготовки) профессиональных кадров, направленная на удовлетворение реальных потребностей клубной сферы. С этой целью в рамках национального проекта «Культура» с 2019 по 2024 год повышена квалификация 5468 работников культуры на базе Центров непрерывного образования.

В рамках регионального проекта «Создание условий для реализации творческого потенциала нации (Ростовская область)» национального проекта «Культура» оказывается государственная поддержка лучшим работникам сельских учреждений культуры. В рамках проектов министерство ежегодно проводит конкурс на получение денежного поощрения. С 2019 по 2024 год денежное поощрение представлено 117 лучшим работникам сельских домов культуры на сумму 6 471,9 тыс. рублей.

 

6. Информационно-методическое обеспечение

КДУ клубного типа в Ростовской области

 

Информационно-методическое обеспечение – важнейшая часть организации клубной деятельности. В начале XX века при создании культурно-просветительных учреждений была заложена система методического сопровождения их деятельности. В середине 30-х годов прошлого века сформировалась и успешно функционирует по настоящее время система региональных домов (центров) народного творчества – КДУ клубного типа, созданных с целью сохранения нематериального этнокультурного достояния во всем многообразии жанров и этнических особенностей, разработки методик интеграции традиционных навыков в  современные социально-экономические условия, информатизации и методического обеспечения художественных творческих процессов, организации и проведения народных праздников, фестивалей.

Данные учреждения сегодня стали методическими центрами для КДУ клубного типа в Ростовской области всех форм собственности и ведомственной принадлежности с функцией информационно- методического обеспечения клубной работы, реализуя вертикаль государственной культурной политики, доходя в каждое муниципальное образование в Ростовской области.

Головной организацией этой системы в Ростовской области является ГАУК РО «ОДНТ». Учреждение было создано решением областного Совета депутатов трудящихся в трудное послевоенное время, в 1946 году. Перед ним ставились такие задачи, как развитие самодеятельного творчества трудящихся, проведение смотров, конкурсов, выставок и фестивалей, подготовка кадров культпросветработников, организация методической помощи клубам и другим учреждениям культуры.

На сегодняшний день ГАУК РО «ОДНТ» является динамично развивающимся учреждением, методическим центром региональной сети КДУ клубного типа, ведущим организатором областных семинаров, мастер-классов, конференций, форумов для руководителей и специалистов муниципальных учреждений в Ростовской области.

Не менее важным звеном системы методического обеспечения в сфере клубной деятельности в муниципальных образованиях в Ростовской области сегодня являются методические кабинеты межпоселенческих (районных/городских) домов и дворцов культуры, созданные в целях обучения, передачи навыков организации свободного времени для творческого самовыражения сельского населения, на базе лучших самодеятельных коллективов, ансамблей и студий любительского искусства.

Только при условии сохранения системы информационно-методического обеспечения КДУ клубного типа будут развиваться кадровые ресурсы клубных учреждений, а также создаваться условия для преумножения творческого потенциала каждой личности (путем участия в работе любительских объединений и формирований) для свободного доступа к информации, приобщения к ценностям национальной и мировой культуры, равно как и для самого разнообразного пассивного или интерактивного отдыха, посредством организации массовых и камерных мероприятий, ориентированных на все гендерные, профессиональные или возрастные группы потребителей.

 

7. Финансовое обеспечение клубной деятельности

КДУ клубного типа в Ростовской области

 

В советский период развития России в соответствии с принципами культурно-просветительной работы все учреждения культуры клубного типа финансировались по смете за счет средств профсоюзной организации или учредителя. В 1982 году впервые в истории клубной деятельности был принят документ, разрешающий осуществление предпринимательской деятельности клубам, в части создания кружков на условиях самоокупаемости (постановление Секретариата ВЦСПС от 3 сентября 1982 г. N 14 – 17 «О кружках (студиях), организуемых на принципах самоокупаемости профсоюзными комитетами, культурно-просветительными, внешкольными учреждениями профсоюзов»).

КДУ клубного типа стали развивать приносящую доход деятельность. По данным государственной статистики к 2010 году нагрузка на бюджетное финансирование по сравнению с 2001 годом уменьшилась на 8 процентов, что было обусловлено изменением правового положения ряда КДУ клубного типа, созданием автономных учреждений. Новое правовое положение позволило расширить спектр предоставляемых услуг, востребованных населением.

По состоянию на конец 2024 года число мероприятий на платной основе по сравнению с 2023 годом увеличилось на 5 процентов (на 881 единицу) и составило 18488 единиц. Среднее число платных мероприятий на одно учреждение в Ростовской области сохранилось на уровне 2023 года и составило в 2024 году 15 единиц, но значительно сократилось по сравнению с 2019 годом (28 единиц).

 

Анализ числа мероприятий, проведенных КДУ

клубного типа на платной основе

 

Наименование показателя

2019 г.

2020 г.

2021 г.

2022 г.

2023 г.

2024 г.

1

2

3

4

5

6

7

Число мероприятий проведенных  на платной основе,единиц

34879

11425

12084

14996

17607

18488

Число учреждений, единиц

1229

1221

1213

1205

1202

1199

Число мероприятий проведенных  на платной основе в расчете на 1 учреждение, единиц

28

9

10

12

15

15

 

Одним из видов платных услуг, осуществляемых КДУ клубного типа, является организация работы клубных формирований самодеятельного народного творчества. На протяжении пяти лет наблюдается незначительное уменьшение количества клубных формирований, занимающихся на платной основе, и числа участников клубных формирований самодеятельного народного творчества, занимающихся на платной основе.

 

Анализ числа клубных формирований, работающих

в КДУ клубного типа на платной основе

 

Наименование показателя

2019 г.

2020 г.

2021 г.

2022 г.

2023 г.

2024 г.

1

2

3

4

5

6

7

Число клубных формирований самодеятельного народного творчества,единиц

9115

9117

9079

9071

9048

9096

1

2

3

4

5

6

7

Число  клубных формирований самодеятельного народного творчества на платной
 основе, единиц

463

440

413

400

386

373

процент клубных формирований на платной основе от общего числа клубных формирований самодеятельного народного творчества, процент.

5,1

4,8

4,5

4,4

4,3

4,1

Число учреждений, единиц

1229

1221

1213

1205

1202

1199

Число  клубных формирований самодеятельного народного творчества на платной основе
на 1 учреждение,единиц

0,4

0,4

0,3

0,3

0,3

0,3

Число участников клубных формирований самодеятельного народного творчества, человек

129619

129540

129191

129680

130115

131196

Число участников клубных формирований самодеятельного народного творчества
на платной основе, человек

7589

6393

6315

6347

6419

6157

процент числа участников клубных формирований
на платной основе от общего числа участников  клубных формирований самодеятельного народного творчества, процент.

5,9

4,9

4,9

4,9

4,9

4,7

Число учреждений, единиц

1229

1221

1213

1205

1202

1199

Число участников клубных формирований самодеятельного народного творчества

на платной основе

на 1 учреждение, человек

6,2

5,2

5,2

5,3

5,3

5,1

 

В соответствии со Стратегией государственной культурной политики на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 11.09.2024 N 2501-р, КДУ клубного типа не преследуют целью своей деятельности получение прибыли.

Бюджетное финансирование на основе государственного (муниципального) задания составляет основную часть финансовых поступлений КДУ клубного типа в Ростовской области в виде субсидии и становится основным инструментом реализации государственной культурной политики и средством ее детализации (далее – государственное (муниципальное) задание).

При формировании государственных (муниципальных) заданий нормирование в первую очередь касается ресурсного обеспечения деятельности учреждения (материально-технического и кадрового), в то время как содержательная часть и объем заданий могут варьироваться в зависимости от Концепции (стратегии) развития учреждения, от выстроенных отношений с основными потребителями услуг. В силу существенных различий в условиях их функционирования, направлениях деятельности и художественных особенностях возможен индивидуальный подход к определению государственных (муниципальных) заданий даже в одном регионе при соблюдении баланса между потребностями населения и ресурсными возможностями конкретного учреждения.

В государственном (муниципальном) задании необходимо четко разграничить и расширить перечень оказываемых услуг (выполняемых работ) в части организации деятельности клубных формирований и проведения культурно-массовых мероприятий с финансированием недостаточного ресурсного обеспечения. Приоритетными для включения в государственное (муниципальное) задание должны стать услуги (работы), реализующие задачи Основ государственной культурной политики, то есть те направления деятельности КДУ клубного типа, которые можно охарактеризовать как культурно-просветительские.

 

8. Нормативная правовая база клубной деятельности

 

До начала 2000-x годов КДУ клубного типа руководствовались в своей деятельности Типовым положением клубных учреждений системы Министерства культуры СССР, утвержденным Приказом Минкультуры СССР от 02.02.1983 N 69, Временным положением «О клубных учреждениях системы Министерства культуры РСФСР», утвержденным приказом Министерства культуры РСФСР от 30.11.1988 N 489, а также разъяснениями по Временному положению о клубных учреждениях, утвержденными циркулярным письмом Министерства культуры Российской Федерации от 12.02.1992 N 01-38/16-08. Однако значительные изменения в законодательстве Российской Федерации, изменившиеся формы собственности и порядок финансирования КДУ клубного типа, возникшие новые формы учреждений культурно-досуговой сферы потребовали принятия новых правовых актов, регулирующих клубную деятельность.

Модернизацией нормативной правовой базы в клубной сфере стало Решение коллегии Министерства культуры Российской Федерации от 29.05.2002 N 10 «О некоторых мерах по стимулированию деятельности муниципальных учреждений культуры», которым утверждены Примерное положение о государственном и муниципальном учреждении клубного типа и Примерное положение о клубном формировании КДУ. Данный документ стал основой для принятия аналогичных правовых актов практически во всех субъектах Российской Федерации.

Следующим важным шагом по систематизации и модернизации нормативной базы, регулирующей деятельность КДУ клубного типа, стало принятие приказа Министерства культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации от 25.05.2006 N 229 «Об утверждении методических указаний по реализации вопросов местного значения в сфере культуры городских и сельских поселений, муниципальных районов и методических рекомендаций по созданию условий для развития местного традиционного народного художественного творчества».

В настоящее время утверждение Концепции является системным и последовательным обновлением нормативной правовой базы, направленной на совершенствование и развитие КДУ клубного типа.

Также с этой целью министерством приняты:

постановление министерства культуры Ростовской области от 29.11.2023 N 9 «Об утверждении Порядка формирования и ведения регионального реестра объектов нематериального этнокультурного достояния Ростовской области и Порядка принятия решения о включении объекта в региональный реестр объектов нематериального этнокультурного достояния Ростовской области»;

постановление министерства культуры Ростовской области от 30.08.2024 N 6 «Об учреждении звания «Народный (образцовый) коллектив Ростовской области»;

приказ министерства культуры Ростовской области от 31.10.2023 N 3/01-01/340 «Об утверждении методических рекомендаций о порядке учета посещаемости мероприятий в сфере культуры, организуемых КДУ клубного типа Ростовской области».

 

9. Субъекты и порядок (этапы) реализации Концепции

 

Субъектами реализации настоящей Концепции являются:

юридические и физические лица, занимающиеся организацией клубной деятельности;

органы управления культурой;

организации, обеспечивающие методическую поддержку клубной деятельности (ГАУК РО «ОДНТ», дома и дворцы культуры);

организация, осуществляющая профессиональную переподготовку, – ГБУ ДПО РО «Облкурсы»;

профессиональные общественные институты, осуществляющие социально-культурную деятельность.

Реализация настоящей Концепции планируется в 2 этапа.

Для реализации целей Концепции на первом этапе (с момента принятия до 2027 года) предусматривается создание правовых, организационных и методических условий, в том числе:

разработка необходимой нормативной правовой базы, методик, рекомендаций;

развитие системы грантов, предоставляемых КДУ клубного типа и иx работникам;

мониторинг обеспеченности населения КДУ клубного типа;

подготовка предложений о создании КДУ клубного типа;

подготовка предложений о строительстве новых и капитальном ремонте, реконструкции существующих зданий КДУ клубного типа;

совершенствование системы организации клубной деятельности, создание условий для развития сети модульных КДУ клубного типа.

На втором этапе (2027 – 2030 годы) предполагается:

использование ранее созданных условий для обеспечения нового качества работы субъектов в области социально-культурной деятельности;

формирование региональных мер поддержки клубной деятельности с учетом данных мониторинга обеспеченности КДУ клубного типа;

реализация программ создания КДУ клубного типа;

реализация программ строительства новых и капитального ремонта, реконструкции существующих зданий КДУ клубного типа.

 

10. Ожидаемые результаты реализации Концепции

 

Реализация Концепции должна обеспечить к 2030 году следующие результаты:

создана комплексная инфраструктура современного досуга, удовлетворяющая общественным потребностям в культурно-просветительской, культурно-досуговой и интеллектуальной деятельности, развитии любительского искусства, народного художественного творчества населения регионов и сохранении традиционной культуры народов России;

обеспечено высокое качество и обновляемость творческих проектов за счет создания конкурентной среды, привлечения квалифицированных кадров;

действуют эффективные механизмы стимулирования и поддержки непрерывного профессионального развития творческих специалистов и управленческих кадров;

реализация модели адресной работы связанной с организацией социокультурной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов в рамках индивидуальных программ реабилитации и абилитации, с населением с ограниченными возможностями здоровья, людьми, находящимися в трудной жизненной ситуации, мигрантами;

увеличено на 35 процентов число посещений организаций культуры к 2030 году по отношению к 2023 году;

увеличена до 95 процентов доля зданий государственных (муниципальных) учреждений культуры Ростовской области, находящихся в удовлетворительном состоянии, к 2030 году;

уровень обеспеченности Ростовской области КДУ клубного типа – до 85 процентов показателей, установленных нормативами и нормами оптимального размещения организаций культуры и обеспеченности населения услугами организаций культуры;

повышен уровень обеспеченности КДУ клубного типа в сельской местности молодыми специалистами;

отношение средней заработной платы работников КДУ клубного типа к среднемесячной начисленной заработной плате наемных работников в организациях, у индивидуальных предпринимателей и физических лиц (к среднемесячному доходу от трудовой деятельности) по Ростовской области – 100 процентов;

увеличено количество онлайн-трансляций концертных программ и театрализованных представлений государственных (муниципальных) учреждений культуры к 2030 году, в том числе на портале «Культура.РФ».

 

 

Заместитель начальника

управления документационного

обеспечения Правительства

Ростовской области – начальник

отдела нормативных документов

 

 

 

 

В.В. Сечков

 

Постановление Правительства Ростовской области "Об утверждении Концепции развития культурно-досуговых учреждений клубного типа в Ростовской области на период до 2030 года" от 08.09.2025 N 661