Постановление Правительства Ростовской области от 20.10.2025 N 60 "Об Основных направлениях государственной долговой политики Ростовской области на 2026 год и на плановый период 2027 и 2028 годов"
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20.10.2025 N 60
г. Ростов-на-Дону
Об Основных направлениях
государственной долговой политики Ростовской
области на 2026 год и на плановый период 2027 и 2028 годов
В соответствии с постановлением Правительства Ростовской области от 05.05.2025 N 343 «Об утверждении Порядка и сроков составления проекта областного бюджета на 2026 год и на плановый период 2027 и 2028 годов» Правительство Ростовской области постановляет:
1. Утвердить Основные направления государственной долговой политики Ростовской области на 2026 год и на плановый период 2027 и 2028 годов согласно приложению.
2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
3. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на министра финансов Ростовской области.
Губернатор Ростовской области |
Ю.Б. Слюсарь |
Постановление вносит
министерство финансов
Ростовской области
Приложение
к постановлению
Правительства
Ростовской области
от 20.10.2025 N 60
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
государственной долговой политики Ростовской
области на 2026 год и на плановый период 2027 и 2028 годов
Основные направления государственной долговой политики Ростовской области на 2026 год и на плановый период 2027 и 2028 годов (далее – долговая политика) разработаны в соответствии со статьей 1071 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Долговая политика определяет основные факторы, характер и направления, цели и задачи, инструменты ее реализации, риски для областного бюджета, возникающие в процессе управления государственным долгом Ростовской области.
1. Итоги реализации долговой политики
Долговая политика в 2024 году была направлена на сдерживание роста объема государственного долга Ростовской области и расходов на его обслуживание, обеспечение показателей, соответствующих группе заемщиков с высоким уровнем долговой устойчивости.
В 2024 году Ростовской областью реализованы следующие мероприятия по оптимизации объема и структуры государственного долга:
привлечен бюджетный кредит на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов в объеме 2,9 млрд рублей на срок до 2039 года по ставке 3,0 процента;
погашены бюджетные кредиты в объеме 1,2 млрд рублей, в том числе:
на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов в объеме 439,9 млн рублей;
в целях опережающего финансового обеспечения расходных обязательств в объеме 615,0 млн рублей;
специальные казначейские кредиты в объеме 140,4 млн рублей;
осуществлено досрочное погашение задолженности по кредитам кредитных организаций в объеме 2,0 млрд рублей.
Привлечение кредитов в кредитных организациях на финансирование дефицита областного бюджета в 2024 году не осуществлялось.
По итогам 2024 года государственный долг Ростовской области составил 44,5 млрд рублей, при этом в результате проведенных мероприятий были достигнуты следующие результаты:
долговая нагрузка снижена с 17,5 процента до 16,8 процента;
доля рыночных заимствований сокращена с 3,3 процента до 2,4 процента;
отношение объема расходов на обслуживание государственного долга Ростовской области к расходам областного бюджета, за исключением объема расходов, которые осуществляются за счет субвенций, предоставляемых из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, снижено с 0,6 процента до 0,5 процента.
В структуре долгового портфеля Ростовской области по состоянию на 1 января 2025 г. доля бюджетных кредитов составила 85,6 процента общего объема государственного долга Ростовской области, кредитов кредитных организаций – 14,4 процента.
Обязательства по обслуживанию государственного долга Ростовской области выполнялись своевременно и в полном объеме.
По итогам оценки, проводимой Министерством финансов Российской Федерации, Ростовская область стабильно относится к группе субъектов Российской Федерации с высоким уровнем долговой устойчивости.
Ростовская область входит в число субъектов Российской Федерации с низкой долговой нагрузкой на одного жителя региона, которая составила по итогам 2024 г. 10,7 тыс. рублей при средней по стране 21,7 тыс. рублей.
2. Основные факторы, определяющие
характер и направления долговой политики
Основными факторами, определяющими характер и направления долговой политики, являются:
влияние геополитической и экономической ситуации на развитие отраслей экономики и динамику поступления налоговых и неналоговых доходов в областной бюджет;
рост расходов областного бюджета в рамках реализации мер по стабилизации экономики и социальной поддержки населения;
наличие ограничений по объему государственного долга, в том числе объему рыночных обязательств, и расходов на обслуживание государственного долга, установленных бюджетным законодательством Российской Федерации и соглашениями с Министерством финансов Российской Федерации в сфере бюджетного кредитования;
проводимая Центральным банком Российской Федерации денежно-кредитная политика, принимаемые решения по уровню ключевой ставки.
3. Цели и задачи долговой политики
Основные цели долговой политики – обеспечение потребностей областного бюджета в кредитных ресурсах для обеспечения сбалансированности областного бюджета, своевременное и полное исполнение долговых обязательств при сохранении финансовой устойчивости областного бюджета.
Задачами долговой политики являются:
обеспечение сбалансированности областного бюджета;
сохранение показателей и индикаторов, характеризующих высокую долговую устойчивость Ростовской области;
своевременное и полное исполнение государственных долговых обязательств;
выполнение условий заключенных с Министерством финансов Российской Федерации соглашений о предоставлении бюджету Ростовской области из федерального бюджета бюджетных кредитов.
4. Инструменты реализации долговой политики
Реализация долговой политики осуществляется с использованием следующих мероприятий и инструментов:
использование механизмов оперативного управления долговыми обязательствами;
привлечение бюджетных кредитов из федерального бюджета на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов Ростовской области;
участие в программе реструктуризации бюджетных кредитов со списанием 2/3 суммы основного долга и направлением высвобождаемых средств на поддержку инвестиций и на инфраструктурные проекты;
продолжение практики использования бюджетных кредитов на пополнение остатка средств на едином счете бюджета (казначейских кредитов);
привлечение на единый счет областного бюджета остатков средств на казначейских счетах для осуществления и отражения операций с денежными средствами бюджетных и автономных учреждений;
осуществление постоянного мониторинга соответствия параметров дефицита и государственного долга Ростовской области ограничениям, установленным Бюджетным кодексом Российской Федерации;
исполнение показателей, предусмотренных комплексом процессных мероприятий «Управление государственным долгом Ростовской области» государственной программы Ростовской области «Управление государственными финансами и создание условий для эффективного управления муниципальными финансами», утвержденной постановлением Правительства Ростовской области от 17.10.2018 N 649;
обеспечение информационной прозрачности (открытости) в вопросах долговой политики.
5. Анализ рисков
для областного бюджета, возникающих в процессе
управления государственным долгом Ростовской области
При осуществлении долговой политики, планировании и привлечении заимствований необходимо учитывать возникающие риски. Под риском понимается возникновение финансовых потерь областного бюджета в результате наступления определенных событий или совершения определенных действий, которые не могут быть заранее спрогнозированы.
С учетом текущих экономических условий и состояния государственного долга Ростовской области основными являются следующие риски:
риск роста процентной ставки и изменения стоимости заимствований в зависимости от времени и объема потребности в заемных ресурсах;
риск недостаточного поступления доходов в областной бюджет и рост дефицита областного бюджета;
риск снижения ликвидности областного бюджета.
Основными мерами, принимаемыми в отношении управления рисками, связанными с реализацией долговой политики, являются осуществление достоверного прогнозирования доходов областного бюджета и поступлений по источникам финансирования дефицита областного бюджета, а также мониторинг конъюнктуры финансового рынка и ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, условий и результатов привлечения рыночных заимствований субъектами Российской Федерации.
6. Ожидаемые итоги реализации долговой политики
Реализация долговой политики позволит:
обеспечить выполнение в полном объеме условий соглашений по предоставленным бюджетным кредитам, заключенным с Министерством финансов Российской Федерации;
поддерживать величину государственного долга Ростовской области и объем расходов на обслуживание государственного долга в пределах параметров, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации для групп заемщиков с высоким уровнем долговой устойчивости;
обеспечить доступность информации о государственном долге Ростовской области.
Фактический объем и структура государственного долга Ростовской области будут определяться результатами исполнения областного бюджета и конъюнктурой внутреннего долгового рынка.
Начальник управления документационного обеспечения Правительства Ростовской области |
А.В. Демидов |
